Тензин Вангъял. Чудеса естественного ума
К концу ритрита я ощутил насколько повысилась
ясность моего ума; я, казалось, мог даже видеть что
происходило за стенами моей комнаты. Однажды я увидел
как моя мать несла мне еду, я видел каждый ее шаг по дороге к моей хижине,
видел как она подошла к двери и постучала в нее, чтобы сообщить о своем
приходе. И в тот же самый момент я действительно услышал стук в дверь - это моя
"реальная" мать принесла мне еду. Так что действия моей матери в
видении и действия реальной матери были синхронными.
Плод - это реализация трех исконных кай (т.е.
трех тел Будды - Дхармакайи, Самбхогакайи,
Нирманакайи - прим. ред.) уже в этой жизни, и его
кульминация - это достижение радужного тела, или тела света, в конце жизни,
следствием чего является то, что во время смерти материальное тело не оставляет
после себя никаких останков, а растворяется в своей природе, которой является
свет.
А-кхрид буквально означает "Руководство А". Буква А здесь
символизирует необусловленное изначальное состояние, естественное состояние
ума. Являясь символом чистоты ума, буква А имеет белый
цвет. С целью развития интуитивной мудрости и для того чтобы на собственном
опыте пережить естественное состояние ума, практикующий
занимается практикой шиней, начиная с концентрации на
тибетской букве А. Эта работа в буддийской традиции ньингма
соответствует связанному с умом циклу семде учений Дзогчен.
===
Третья и конечная стадия - это когда мы обретаем необходимый опыт и
достигаем уровня релаксации, "растворения шиней",
когда мы можем пребывать в состоянии концентрированного внимания без
необходимости прилагать какие-либо усилия для предотвращения отвлечений.
===
Первостепенное значение имеет безошибочное узнавание чистого состояния ума.
Чистое состояние ума представляет собой суть Сутр, Тантр,
Махамудры и Дзогчен. В этом
контексте важно научиться различать чистые и нечистые состояния осознания.
Когда мы достигаем понимания различия между этими двумя состояниями и применяем
это понимание на практике, видения и знаки духовного продвижения начинают
проявляться все ярче. Эти знаки служат для того, чтобы давать нам возможность
продолжать практику без каких-либо усилий и оставаться в состоянии созерцания,
как только мы его для себя открыли. Без понимания чистого осознания очень
трудно успешно и быстро развивать свою практику.
===
Что касается внимания, в системе А-кхрид
отмечается, что мы должны концентрироваться так, как если бы мы вдевали нитку в
игольное ушко. И относительно ума говорится, что мы не должны думать ни о
прошлом, ни о будущем, а также не должны пытаться изменить нынешнее положение
дел.
===
Не следует моргать или препятствовать истечению "трех вод": слюны
изо рта, слизи из носа и слез из глаз. Нужно позволить им течь свободно,
поскольку мы должны поддерживать концентрацию, а не позволять этим рефлекторным
действиям отвлекать нас.
===
Если мы действительно пребываем в состоянии сосредоточения, мы не замечаем насколько наша поза удобна или неудобна, так же как
не обращаем внимания и на истечение "трех вод".
Существует восемь внутренних знаков, каждый из которых имеет свой
определенный символ.
Так, первый знак можно представить в виде черепахи, которая, будучи
посаженной в сосуд с водой, втягивает свои конечности обратно в панцирь.
Практикующий чувствует, что его ум почти не может двигаться. Это знак того, что
ум обращается вовнутрь.
Символ второго знака - маленькая птичка, дрожащая на холодном ветру.
Наш ум становится утонченным и ясным и вследствие этого начинает дрожать.
Третий знак можно изобразить в виде брошенной на стол и беспорядочно
движущейся кучи крабов или же в виде грозди винограда, также брошенной на стол,
в которой каждая ягодка заняла свое собственное положение. Это знак того, что
не предпринимается никаких усилий для сдерживания ума, ум не обуздывается и не
вовлекается в вынесение суждений; он без каких-либо усилий принял естественное
состояние. Это значит, что после занятий медитацией мы пребываем в естественном
и расслабленном состоянии, в котором нет какого-либо навязанного порядка
мыслей; это состояние свободной релаксации, противоположное первому знаку
обращения ума вовнутрь.
Символ четвертого знака берет свое начало в древности, когда еще не было
спичек, и для того, чтобы высечь огонь, тибетцы использовали кремень и трут.
Иногда искра высекалась, иногда - нет. Так и в медитативном состоянии: иногда
мы ощущаем, что мы спокойны, а иногда - нет. Также иногда у нас есть понимание,
а иногда - нет. Обретя опыт обоих переживаний, мы можем осознать, что такое
истинное понимание, и определить, когда мы действительно находимся в состоянии
покоя.
Пятый знак можно представить как текущую через очень узкую трубу или кран
воду. Это означает, что состояние ума стало стабильным, очень тонким и ровным и
что поток постоянен.
Символ шестого знака - пчела, не желающая далеко улетать от наполненного
нектаром цветка. Это значит, что во время практики концентрации мы чувствуем
себя очень хорошо, у нас развилась привязанность к этому удовольствию, и мы не
желаем его прекращать. Но это привязанность не в негативном смысле, это желание
продолжать практику и дальше, желание не останавливаться. Это также значит, что
практика работает, поскольку практикуя, мы чувствуем себя уютно и можем
продолжать практику длительное время.
Седьмой знак можно представить в виде рыбы, которая плавает или прыгает в
любом направлении, как ей заблагорассудится, не думая о возможных препятствиях
и опасностях. Это подобно внезапному ощущению свободы; ощущению, что в каком бы
направлении ум ни двигался, какие бы мысли ни возникали в нем, нет ни
возбуждения, ни отвлечения.
Символ восьмого знака - осенний ветер, дующий через листву деревьев и ни на
чем не задерживающийся. Это значит, что какие бы мысли ни возникали, ум
продолжает свое течение без формирования каких-либо привязанностей.
===
Существуют также внешние знаки, указывающие на то, что практикующий
добивается успеха. Первый из них, как и шестой из
вышеперечисленных, состоит в нежелании ума двигаться, но здесь подразумевается
скорее физическое, чем ментальное движение. В первом случае нежелание
двигаться относилось к уму, в этом - к телу.
===
Именно на этой стадии, когда мы опустились ниже поверхностного уровня
движущегося ума, мастер расспрашивает нас о нашем переживании естественного
состояния ума. Задаваемые вопросы относятся к природе ума (имеет ли он форму
или цвет, или точное месторасположение), затем - к природе и происхождению
мыслей (откуда они возникают, где они пребывают и где растворяются, кто их
наблюдает). Учитель может спросить: "Кто ты?" или "Что
представляет собой твой ум? Имеет ли он цвет и форму?" или: "Откуда
берутся твои мысли?", но при этом сам он не будет давать никаких намеков
на ответы.