Обучение. Разное

 На главную

 

Приемы запоминания

1. Восприятие информации.

А) Прежде чем воспринимать информацию, вы должны сформулировать цель, с которой вы это делаете.

Б) Из разнообразной информации выбирайте только то, что решающим образом помогает достижению вашей цели.

В) Старайтесь не только понять смысл текста, то также представить себе его в образной форме.

Г) При запоминании используйте максимальное число анализаторов.

Д) Возбудите в себе интерес к информации. Введите информацию в систему ваших интересов.

2. Основные принципы концентрации.

А) Направьте внимание на изучаемый объект и постарайтесь выделять в нем все новые стороны, аспекты, признаки, черты, свойства и связи.

Б) Не закрепляйте несущественную информацию.

В) Воспринятую несущественную информацию необходимо сразу же (в течение 20 секунд) вытеснить путем восприятия новой (существенной). Чтобы отбросить незакрепленную информацию достаточно воспринять 9 новых сообщений.

3. Запечатление информации.

А) Выберите вид познавательной связи (смысловая, ассоциация, структурная) Структурные связи : алфавитный порядок, группировка, ранжирование, ритмизация и рифмование.

4. Повторение.

А) Информация, которая не закреплялась в памяти в течение 20 с., может быть потеряна навсегда.

Б) Промежутки времени между повторениями должны быть как можно больше. Кроме того, их необходимо постепенно увеличивать: 15-20 мин, 8-9 час., 24 час. и т.д.

В) По возможности материал следует заучивать целиком. В противном случае учить по формуле:         

- запечатление А-Б,

- повторение А-Б, запечатление Б-В,

- повторение А-Б, Б-В, запечатление В-Г и т.д.

Г) Количество повторных чтений свести к минимуму, при этом материал нужно проверять по памяти столько, сколько потребуется.

Д) Формула ОЧОГ

 О – ориентировка

 Ч – чтение

 О – обзор

 Г – главное (пересказ)

5.  Забывание.

А) Научитесь разделять информацию, которую следует забыть и информацию, которую забывать нельзя. Не подлежит забыванию информация, которая вообще не нужна. Ее после восприятия следует сразу отбросить.

Б) Забывание нуждается в словесной опоре (структурной, смысловой, ассоциативной). Она должна отвечать на вопросы ГДЕ? ЧТО? КАК?

В) Активное забывание – оттеснение информации.

6. Припоминание.

А) Оно начинается с опоры.

Б) Определяется релевантная область знаний.

В) Обследуется релевантная область знаний.

Общие правила запоминания

- При сопоставлении эмоционального суждения с интеллектуальным лучше запоминаются слова, возбуждающие эмоциональную реакцию.

- Запись информации в память и ее извлечение значительно облегчаются при осознанном выборе стимулов и концентрации на них внимания.

- Одновременный учет наших логических и эмоциональных реакций гарантирует лучшую запись материала в памяти.

- Образное представление. Конкретное мышление помогает памяти. Преобразуйте абстрактную идею в конкретную форму и вы получите мысленный образ. Чем специфичнее образ, тем он лучше. Эмоционально окрашенные образы воспроизводятся лучше. Чтобы усилить эмоциональную окраску образа, достаточно включить его в значимый для нас лично контекст.

- Привлечение чувств – 1-й шаг в стимулировании запоминания.

- Уделяйте внимание не сходствам а различиям.

- Запоминание не происходит автоматически. Желание запомнить должно быть выражено сознательно.

- Поиск специфических ассоциаций, сходств, различий и способов группировки.

- Люди с феноменальной памятью непроизвольно используют образные ассоциации, противоречащие логике.

Развитие памяти

1. Восстановление по памяти предмета (с закрытыми глазами). Открыв глаза, определить, какие детали были пропущены.

2. Изученную вещь нарисовать по памяти. Позднее определить, что забыли нарисовать.

3. Опишите по памяти черты лица хорошо знакомого вам человека. Затем уточните детали.

4. Взгляните на 15-17 мелких предметов и затем по памяти их опишите.

5. Постарайтесь хорошо увидеть подброшенный и падающий предмет. Затем опишите его с наибольшей точностью.

6. Осмотрите комнату, запомните что в ней находится. Закрыв глаза воссоздайте образ увиденного в подробностях.

7. Вспомните голос и интонацию фразы знакомого вам человека и попробуйте с закрытыми глазами как бы вновь услышать ее. Повторите эту фразу вслух. При встрече сравните.

8. Воспроизведение по памяти впечатлений, мыслей, фактов и т.п.

Развитие внимания

1. Метод сеток. Сделайте в листе картона окно по размеру сетки. Возможно быстрее и равномернее открывайте и закрывайте «окно», наложив его на каждую сетку. Цель: возможно лучше заметить где и какие фигурки стоят в сетках. После каждой экспозиции старайтесь расставить такие же фигурки в пустой сетке.

2. Переключение внимания. Написать 2 числа одно под другим, например 4 и 2. Сложите их, единицы суммы напишите рядом сверху, в верхнее число из первого столбика перепешите вниз. Сложите 2 числа из 2-го столбика и т.д.

Получите:

  46062

  24666

Теперь 2-е задание: сумму единиц пишите снизу, а нижнее число переносите вверх:

  426842

  268426

Попросите кого-либо подавать вам команды :  «1 способ», «2 способ», … Услышав команду, ставьте вертикальную черту и быстро переходите на другой способ.

3. В таблице написаны числа от 1 до 25 в беспорядке. Необходимо отыскать все числа от 1 до 25 по порядку (30-35 с.)

4. Задумайте 2-значное число, например 43. Теперь в хорошем темпе в течение 5 минут, не останавливаясь, прибавлять к этому числу 1-ю цифру – 4, назвать сумму – 47 и снова прибавить цифру 4, назвать сумму 51, прибавить 1-ю цифру 5, назвать сумму 56 и т.д.

5. Составить таблицу 20-значных чисел. По команде нужно вычеркнуть все к.л. три цифры, например 0, 1, 3. Эту работу нужно проделать не боле чем за 5 минут.

6. Тренировка эмпатии (чувства перевоплощения) Попробуйте поставить себя на место любого предмета (пепельницы, книги), животного или человека, вжиться в них, чувствовать за них.

7. Как можно быстрее с максимально возможным качеством усвоения читать тексты объемом в 0.5 – 1 тыс. знаков (ладонь покрывает 1 – 1.5 тыс. знаков) с одновременным подсчитыванием в уме количества букв Ж.

8. Просматривая газетную страницу за 5 мин. с целью поверхностного уяснения содержания всех текстов (хотя бы на 30%) найти 4 четырехзначных числа, записанных словами, два названия профессий, шесть фамилий и понять их смысловое значение в контексте прочитанного материала.

9. Просматривая газетную страницу при поверхностном уяснении содержания всех текстов ( 20-30%) за минимальное время (2-5 мин) найти максимальное число, записанное либо цифрами, либо словами.

10. Читать два разных текста попеременно по небольшим частям, затрачивая на каждую из частей 5-10 секунд. Прерывать чтение можно на любом месте даже в середине предложения. Для удобства место прерывания фиксировать пальцем. Нужно за минимальное время с максимальным качеством усвоить содержание обоих текстов.

11. В транспорте, в очередях и др. местах вынужденного времяпрепровождения выбрать объект наблюдения (поручень, человек и т.п.), за ограниченное время аналитически обследовать его, отвести взгляд в сторону и мысленно описать внешние признаки, свойства и любые другие его качества. Описание производить в виде устных ответов на поставленные вами же вопросы.

Приемы скоростного конспектирования

Приемы сокращения записи

Выбирайте наиболее длинные и часто употребляющиеся слова и вводите для них сокращения-кванторы

Используйте "букву-обертку" для наиболее часто употребляемого термина. (@)

Используйте вместо термина устоявшееся буквенное обозначение (например в физике: L - индуктивность, С - емкость и т.п.). В энциклопедиях в рамках одной статьи поянтия обозначаются заглавной первой буквой

Изобретите себе несколько иероглифов, позаботившись о том, чтобы они легко писались одним росчерком

Используйте готовый набор пиктограмм ( дорожные знаки, радиосхемы) или изобретите свои

Используйте стенографические сокращения для приставок и суффиксов

Используйте иностранные слова, если они короче

Варианты использования:

кванторы - сокращение вспомогательных слов

буквы в обертке - термины предметной области

пиктограммы - изображение зрительно воспринимаемых характкристик объекта или самого объекта

Пространственная запись

Использовать всю площадь листа бумаги. Например:

вилка - для "типов" или "подразделяется на"

скобка - для "состоит из"

Использование контекста

Выбрасываются те слова, которые без труда можно восстановить по контексту.

Преобразование фразы

Стремиться к записи смысла, а не текста

Удалить эмоциональную окраску из фразы

Преобразовать фразу к виду, доступному для символической записи

Использование цвета

Рубрикация. Выделять заголовки разных уровней различными стилями. Иметь систему стилей: размеры, цвет, расположение заголовков разных уровней

Выделение нового или отличий

Работа цветом по важности. Например формулировки теорем - красным, определения - зеленым, прочий текст - синим или черным

Работа цветом по соответствию - одинаковым цветом записываются как-то связанные между собой части записи. Напимер:

Описание сложных конструкций из нескольких частей

Зпись динамики

Описание вариантов

Секционирование

Конспект разбивается на несколько секций: каждая для своих целей. Напимер для иностранного языка это будут секции грамматики, словаря, работы над упражнениями, фразеологич. обороты и т.п.

 

Суперобучение. Примечания

Перемещение в место силы - место, поражающее красотой природы.

- морской берег

- цветущий луг

- сосновый лес

===

Необходим спусковой крючок, "якорь" для запуска нужного состояния. Ритуал

- яркие солнечные лучи, поток сияния

- скрытое подсознательное воздействие (техника рассеивания, элементы посланий)

===

В альфа-состоянии (перед засыпанием):

- Изучение англиского - это удовольствие. Английский дается мне лекго, без усилий, я слышу английские интонации, жесты легко ложатся на английские фразы, я говорю быстро.

===

Еще один способ разговора с подсознанием - это персонализация его в виде "Джорджа".

Затем можно разговаривать с Дж., воспринимать его мнение, просить его решать проблемы.

===

Вдохом наполнить огромный воздушный шар у себя в животе. Продержать 4 счета. Выдох - сдуть шар.

===

Лозанов - исследователь сверхвозможностей в СССР (суггестопедия).

Данные передаются 4 секундными блоками. В каждом блоке не более 7-8 слов.

Музыка в стиле барокко для струнных инструментов с темпом от 60 до 64 ударов в минуту.

Медленная музыка придает ощущение "расширения времени"

===

Необходимо освободиться от ограничений, налагаемых чувством времени.

===

Запахи являются очень сильными якорями. Это можно использовать для доступа к ресурсным состояниям.

===

Станьте фотографом своего внутреннего мира, создателем фильмов для своего разума.

===

Ренессанс Венгер. Создание потока образов. Старайтесь создать в мозгу картинки. Создание рассказов о своем внутреннем кино.

===

Обязательно необходимо проговаривать внутренние образы для создания связей между левым и правым полушарием.

===

В момент чтения сделайте паузу и пусть образы помогут вам прояснить смысл и определить важнейшие моменты

изучаемого материала.

===

До того как начнете читать, попробуйте создать образ, который как-то свяжет и наполнит смыслом все, чему посвящена эта статья.

===

Самый быстрый путь к обретению к-л умения - это вобразить себя другим человеком и перенять его способности и поведение. Превращение в другую личность является переходом в другое, более раскрепощенное состояние.  Оно приподнимает вас над вашими обычными ограничениями и страхами.

Стефанишин

===

Образ "тщательного наблюдателя". Громко расскажите самому себе, как ведет себя этот наблюдатель: что он делает, как он подходит к рассмотрению различных предметов, людей, событий? Сделайте его частью воображаемого вами мира. Венгер книга "Надевая голову гения".

===

Репетиция будущих воспоминаний.

===

Плавание в окружении дельфинов.

===

Задержка дыхания стимулирует мозговые процессы.

===

Язык за месяц

Музыкальный темп - 60 ударов в минуту, с точным разбиением подачи информации на 8-секундные циклы.

===

Софрология. "Сделать день".

Создавать цепи успеха в памяти своего тела. День успеха. Раз за разом, со всеми самыми мелкими деталяи  представлять представлять себе весь день, с того самого момента, как вы откинули одеяло утром. Проживать весь день шаг за шагом.

===

Звуковая ванна

Выберите музыку и лягте. Позвольте музыке протекать сквозь ваше тело, вымывая и унося прочь весь засоривший его шум и звуки, которые бомбардировали его на протяжении всего дня.

Пусть музыка смоет все шумовые загрязнения. Обратите внимание, как музыка резонирует различные участки вашего тела.Представьте себе как весело танцуют и двигаются клетки вашего тела.

===

Душ

Принимая душ представьте себе, что вы стоите под золотым водопадом чистой пульсирующей энергии.

 

Эффективное чтение текстов

(Источник: Сергей Михайлов Скорочтение - шаманство над книгой.)

Тренинг: Разложить текст на смысловые ряды

Выделить и подчеркнуть в тексте ключевые слова.

Объединть ключевые слова в смысловые ряды - комбинации ключевых слов. Записать смысловые ряды.

Прочитать смысловые ряды и выделить ключевой образ - доминанту текста.

Тренинг: Выделить 7 смысловых блоков в тексте

При чтении выделить не более 7 ключевых идей в тексте - смысловых блоков.

Сформировать образ-картинку для каждого смыслового блока.

Объедининть все блоки в одну общую картинку или динамичный фильм. Удерживать картинку в течение 5-20 секунд для закрепления.

Закрепление и повторение. Развернуть и просканировать каждый смысловой блок.

Пересказать текст в прямом и обратном порядке.

Алгоритм аннотирования

Процесс переработки текста для его запоминания и последующего активного использования.

Идентификатор текста: автор, название, выходные данные.

Описанная проблема.

Перечень фактов.

Особенности изложения.

Новизна и практическое использование.

Вопросы к автору и критика.

Быстрое чтение. Упражнения

1. Поспорьте про себя с автором прочитанной книги, статьи. Вспомните при этом фамилии упоминаемых личностей, основные идеи, аргументы и т.п.

2. Во время прогулок по улице запоминайте содержание афиш, объявлений, старайтесь запомнить названия улиц, номера домов.

3. Читайте про себя с одновременным произношением вслух, например, алфавита, счета, стихотворения и т.п. или чтение с одновременным подсчетом букв или слов в тексте.

4. Посмотрите в окно и зафиксируйте свой взгляд на одном из увиденных объектов. Не двигая зрачками, назовите как можно больше предметов, окружающих избранный объект. Результаты сверьте с данными при фиксировании каждого предмета в отдельности.

5. За 2 сек. прочитайте какое-либо предложение одновременно считая при этом, сколько в нем содержится букв «о» и «н».

6. Выберите любое слово в тексте. Глядя только на него, не двигая зрачками, постарайтесь прочитать как можно больше слов.

7. Выберите самую узкую газетную колонку. Проведите по ее центру сверху вниз яркую линию. Идя взглядом по этой линии сверху вниз, старайтесь не двигая зрачками, читать по всей ширине строки. Когда научитесь считывать узкие колонки, выбирайте более широкие и так до ширины страницы книги.

8. Работая над незнакомым текстом, попытайтесь не прочитывать первое и последнее слова каждой строки. Утратите ли вы при этом смысл текста?

9. Возьмите любой текст. Закройте полосками бумаги по 2-3 буквы справа и слева страницы. Затем постарайтесь быстро ее прочитать, домысливая недостающее.

10. Положите перед собой две книги разной тематики. Читайте попеременно по абзацу или по странице. Тренируйтесь пока не научитесь воспроизводить содержимое обоих текстов.

11. Составьте список известных вам слов, начинающихся с определенной буквы.

12. В течение 1 минуты произносите слова, пришедшие вам в голову. Не перечисляйте предметы, находящиеся в поле вашего зрения.

Десять всеобщих правил и приемов в изучении иностранных языков

1. Заниматься регулярно. Лучше понемногу ежедневно, чем раз в неделю по несколько часов.

2. Иметь при себе всегда компактно записанные текущие материалы: слова, парадигмы, правила, тексты.

3. Разнообразить форму занятий: читать, потом слушать, потом грамматика, потом письмо и т.д.

4. Учить слова в контексте, а не по списку.

5. Читать как можно больше, даже если плохо воспринимается текст.

6. Учить как можно больше наизусть.

7. Овладеть набором ходовых выражений типа: «следует сказать», «обращаю внимание», «по-моему», «имеет смысл», «дайте минуту подумать», - все это необходимо, чтобы при случае выиграть время для обдумывания очередной фразы.

8. Язык – крепость, и штурмовать ее надо со всех сторон всеми средствами, поэтому любая практика – основа успеха, поэтому используйте малейшую возможность, чтобы говорить, читать, писать на изучаемом языке.

9. Не бояться ошибок. На них учатся! Излишняя скромность здесь не поможет, а некоторая самоуверенность не помешает.

10. Использовать время, которое обычно безнадежно пропадает: поездки в городском транспорте, ожидание приема и т.п.

Чтобы читать книги на любом языке, выучите 2.5 тыс. слов, самых распространенных в этом языке и его грамматику.

Чтобы хорошо общаться на другом языке, нужно много читать на этом языке (можно понимать только какую-то часть, а остальное домысливать).

Техника запоминания иностранных слов. Метод Полиглот

(Источник: Секреты запоминания неправильных глаголов английского языка.)

Представить перевод слова

Можно помочь себе вопросами "Что мне это напоминает? С чем это у меня связано? На что это похоже? Как это можно представить?" Для запоминания слова используем только первый образ, возникший в воображении

Вспоминаем сцену из прошлого, прокручивая в воображении целый "кинофильм". Далее выбираем из него только один самый яркий образ, т.е. символ

Абстрактное слово представляется в виде одного символа, т.е. яркого, чувственного образа. Например, слово "воспитание" у многих вызывает образ ремня

Представление или "картинка" формируется по трем направлениям: место, герой, ситуация

К произношению подобрать созвучное русское слово

Вслух можно произносить только английские слова, а созвучные русские слова - только про себя.

Подобрать созвучное слово помогут приемы "Созвучие", "Суждение", "Реплика", "Согласные буквы", "Часть", "Рифма"

Соедининть образ перевода с образом созвучного слова

Образы можно соединить смешным, необычным рассказом (метод "Рассказ")

Образы можно соединить только зрительно, наложив, как бы наклиив, друг на друга (метод "Наклейка")

Образы нужно соединить так, чтобы они образовали единый контур, и одновременно произнести иностранное слово.

"Сфотографировать" иностранное слово

Написать иностранное слово

Проверить качество зрительного воспоминания

Записать на карточку для дальнейшего повторения

Этот метод можно запомнить с помощью двустишья "Представляю, говорю, вижу слово и пишу!"

 

Hosted by uCoz