Методика развития памяти

 На главную

 

Развитие зрительного воображения

Развитие непроизвольных навыков запоминания

Развитие тактильных ощущений

Запоминание иностранных слов

Развитие слухового воображения

Повторение

Тренировка вкусовых ощущений

 

Развитие обонятельного воображения

 

Запоминание цифровой информации

 

Запоминание текстовой информации

 

Совершенствование

 

 

Развитие зрительного воображения

 

Упражнение 1.1 Тренировка ритма внимания
В
удобном положении, расслабившись, рассматривайте кисть руки, стараясь почувст­вовать каждый миллиметр. Смотреть только на кисть (можно моргать). Если внимание пыта­ется "уйти", постарайтесь его вернуть.

 

Во время выполнения упражнения в голове не должно быть ни одной мысли. Что нам дает "пустота" в голове? Мысль есть энергия. Когда энергия не спокойна, а "носится" в хаосе, то в таком состоянии гораздо сложнее достигнуть желаемого результата. Причем, человек быстро устает. Полное отсутствие мыслей и легкость владения вниманием дает удивительное состоя­ние легкости и свободы.

 

Нужно начинать выполнять упражнение с 5-7 секунд, постепенно доводя до 10 минут. В сумме, в день, Вы должны заниматься этим упражнением 10 минут. Причем, каждый новый подход делать по-разному (под разным углом зрения, в разном положении, в другом кресле, в другом настроении и т.д.). Упражнение освоено, когда Вы сможете удерживать взгляд на кисти руки, ни о чем не думая, столько, сколько хотите. Постепенно Вы освоите это упражнение и его выполнение не будет составлять особого труда.

 

Упражнение 1.2 Запечатление - стирание

Найдите приятный Вам предмет, или безразличный. Смотрите на него неотрывно в те­чение 3-5 секунд, стараясь "сфотографировать" (на вдохе). Закрывайте глаза и в течение 3-5 секунд старайтесь его вызвать (на задержке дыхания), теперь выдыхайте, мысленно растворяя образ (сжигая, выбрасывая куда-либо и т.д.). Каждые 3-5 раз меняйте способ запечатления-стирания, скорость, ритм. Постоянно ищите и находите новые способы и вместе с ними со­стояния удивления и озарения. Это позволит очень быстро двигаться вперед. Занимайтесь це­лый день по несколько минут маленькими отрывками. Не назначайте себе твердого, конкрет­ного времени дня, не откладывайте удовольствие. Учтите, что попытка утвердить строгое время занятий, редко приводит к хорошим результатам. Гораздо более продуктивно зани­маться небольшими отрывками, достигая с помощью удивления состояния творческого подъ­ема.

 

Повторяйте упражнение 30-50 раз, начинайте с 5-7 и доводите до 50раз. Ваша задача - научиться по желанию "повторять" образ в воображении и "стирать" его. Тренироваться нужно не менее двух раз в день по 10-15 минут. Лучше, если все предложенные упражнения станут потребностью, превратятся в удовольствие и Вы будете заниматься значительно больше пред­ложенного. Данная система должна стать самой жизнью, это образ жизни, а не временный тре­нинг.

 

Объекты внимания необходимо чередовать, например, части тела. Причем, когда Вы стараетесь вызвать в воображении части тела, помогайте себе ощущениями в руке - почувст­вуйте пульс в этом месте, тепло, теплую волну и т.д. Напоминаем: в голове в момент выполне­ния упражнения не должно быть ни одной мысли, она должна быть "пустой".

 

Упражнение 1.3 Запечатление - удержание

В течение трех-десяти минут в состоянии "пустоты" в голове смотрите внимательно на предмет (смотреть лучше в центр, стараясь охватить весь предмет или часть тела). Затем за­кройте на 3-4 минуты глаза и постарайтесь вызвать соответствующий образ как можно ярче и четче. Желательно, чтобы он был цветной.

 

Повторите 5-10 раз за один подход, постоянно сличая образ с оригиналом. Не забы­вайте каждый новый раз выполнять по-другому, не допускайте однообразных повторов. С каж­дым разом ищите новое, которое должно переходить в состояние удивления и поднимать Ваше общее состояние на качественно новую ступень.

 

Основные задачи упражнения: проработать (прочувствовать) все части тела, достигнув не менее чем четвертого уровня по шкале воображения. Когда Вы четко научились видеть запечатленный предмет с закрытыми глазами, переходите к следующему упражнению.

 

В течение 3-10 минут (сколько удастся смотреть на предмет до появления первой мысли) смотрите на предмет, выполняя все вышеуказанные рекомендации. Затем отвернитесь от предмета на 180 гр. И смотрите на заранее приготовленный белый лист бумаги, стараясь вызвать соответствующий образ. Тренируясь таким образом, нужно достигнуть шестого уровня по шкале воображения. Когда Вы легко будете удерживать различные предметы, пере­ходите к запечатлению картин, открыток и т.д. Когда получится с картинами, переходите к от­дельным буквам, слогам, словам, словосочетаниям, предложениям, абзацам, постепенно дойдя до страницы (запечатление букв книжных размеров). Когда достигнете четкого запечатления слова, можете переходить к следующему упражнению.

 

Перед каждым упражнением закрывайте глаза и проигрывайте в воображении до мель­чайших деталей его выполнение, воображая нужный Вам результат. Этот способ позволяет повысить эффективность интеллектуальных и физических упражнений в два-три раза. Учтите, что любое упражнение без мысли малоэффективно.

 

Упражнение 1.4 Остановись мгновение

В течение дня Вы имеете множество возможностей упражняться. Неожиданно для себя остановитесь, бросив взгляд на картину перед глазами, и закройте их. Постарайтесь вос­становить в воображении только что виденное. Старайтесь почувствовать всем телом (дальше этот способ запоминания будет описан подробнее). Учтите, что каждый предмет, ситуация вызывает, пусть почти неуловимое, но совершенно определенное состояние всего тела. По­старайтесь "поймать" это состояние и увидеть нужную картину, помогая состоянием. Трениру­ясь таким образом, постепенно научитесь запоминать состояния, а затем, при желании, их вос­производить. Например: художник, поэт, композитор сможет воспроизвести и удержать со­стояние вдохновения.

 

Вначале это будет напоминать фотографирование в тумане. Через некоторое время оно начнет "проявляться" и постепенно Вы будете получать все более резкий и четкий "снимок". Причем, в момент, когда Вы закрыли глаза, все мысли должны исчезнуть. Тренируй­тесь так 10-15 раз в день по 15-20 секунд. Постепенно доведите время проявления и удержа­ния снимка до 5 минут. Во время выполнения упражнения возникнет ощущение отдыха и све­жести в голове. Кроме эффекта тренировки яркости и четкости воображения, вы получите воз­можность хорошо отдыхать в эти мгновения. Этот результат достигается за счет постепенного погашения "мозговых шумов", которые излишне перегружают Ваш мозг.

 

Упражнение 1.5 Мгновенное фото

Когда Вы прогуливаетесь, находитесь в транспорте или в очереди, поупражняйтесь следующим образом. Бросьте короткий взгляд на прохожего, какой-либо предмет и т.п., за­кройте глаза и постарайтесь ярко и четко увидеть его в течение 2-7 секунд (в зависимости от ситуации). В момент, когда Вы закрыли глаза, можете продолжать двигаться. Останавливаться не обязательно. Постепенно Вы научитесь вызывать четкое и яркое "мгновенное фото" и удерживать его в воображении столько, сколько захотите. Потренировавшись, некоторое время с закрытыми глазами, переходите на тренировки с открытыми глазами, т.е. Вы должны, не­смотря на "фото", видеть (и отвернувшись) на любом фоне запоминаемую картину.

 

 

Упражнение 1.6 Живая фотография 

Сядьте где-либо на лавочке или в другом месте, выберите прохожего, бросьте на него взгляд, закройте глаза. У Вас получилось "мгновенное фото", но Вы постарайтесь не останав­ливать ситуацию в воображении, а увидеть с закрытыми глазами, как и куда, продолжает дви­гаться человек. Сначала это может не получиться, но, потренировавшись 2-3 недели, Вы смо­жете оживить "картину" и постепенно уменьшить количество ошибок по сравнению с действиями идущего.

 

Упражнение 1.7 Манипуляция "фотографией"

Аналогично как в упражнении 1.5. Только теперь задача усложняется. Сфотографиро­ванные предметы нужно по своему желанию передвигать, накладывать, изменять их форму в заранее определенном направлении. Тренируйтесь до тех пор, пока не почувствуете, что у Вас получается легко, без напряжения.

 

Упражнение 1.8 Фигуры

Попросите кого-либо разложить спички на столе и накрыть листом бумаги, а затем на 1-2 секунды поднять его и показать Вам полученную фигуру. Посмотрев, Вы закрываете глаза и стараетесь посчитать количество. Затем открываете глаза и выкладываете из запасенных ра­нее спичек сфотографированную фигуру. Затем поднимаете лист и сверяете количество и пра­вильность расположенных спичек с оригиналом. По мере тренированности запоминайте раз­ноцветные спички или палочки (количество, место расположения и цвет). Переходить к сле­дующему упражнению можно, в случае, если Вы свободно удерживаете в воображении не ме­нее десяти спичек.

 

Упражнение 1.9 Умение видеть главное и особенности

Берете 200-300 спичек. Вам диктуют слова. Ваша задача - выкладывать из спичек ас­социации, которые они у вас вызывают. Например, трактор может вызвать ассоциации, соот­ветствующие ломаным линиям от звука "р-р-р". Спички можно ломать, класть в любом поло­жении. Слова диктуются с паузой в одну минуту. Ваша задача после того, как закончили дикто­вать слова по составленным Вами ассоциациям (спичками), воспроизвести их. По мере трени­рованности повышается скорость и увеличивается количество слов. К следующему упражне­нию можно переходить, в случае, если Вы сможете составить ассоциации и воспроизвести 50 слов, диктуемых с паузой в 30 секунд.

 

Упражнение 1.10 Обработка состояния "пустоты" в голове и яркости воображения

Выберите предмет или точку. Он должен вызвать у Вас приятное или безразличное от­ношение. Смотрите на него, ни о чем не думая (взгляд концентрируется в центре и охватывает весь предмет). Смотрите, ни о чем не думая, сколько это будет возможно, впитывая в вообра­жение предмет. Как только почувствуете, что вот-вот возникнет отвлекающая мысль, закры­вайте глаза и старайтесь максимально ярко увидеть предмет. Это позволит удержать состояние безмыслия и усилить четкость видения предмета. Секрет упражнения заключается в следую­щем: когда у человека роятся беспорядочно в голове мысли, так называемый "шум" имеет вы­сокий уровень. За счет этого "шума" человек устает, забывает, т.е. теряет ход мыслей, инфор­мацию, а также на начальном этапе занятий возникают серьезные трудности при отработке яр­кости воображения.

 

Упражнение 1.11 Запоминание слов

Ниже Вам будут предложены для запоминания слова и дан пример, как на основе имеющегося опыта связать эти слова в рассказ.
Ваша задача попытаться запомнить зачитываемые Вам слова, составляя из них рассказ. Начните с 20 слов и интервала между словами 30 секунд. Если Вы воспроизводите не менее 18 слов, можно увеличивать нагрузку путем постепенного увеличения числа слов до 100 и уменьшения времени между словами до 2 секунд. Число запомнившихся в процессе трени­ровки слов необходимо довести до 2000. Опыт показывает - такой способ дает хорошие ре­зультаты. Позднее попросите, чтобы вам диктовали слова по 2 (затем соответствующая пауза), по три, по четыре, по пять и т.д.
Перед тем, как запоминать, давайте подведем итог полученным навыкам и знаниям:

 

1. Образы должны быть яркими, четкими, необычными. Вы должны видеть их в во­ображении.
2.   Они должны быть в движении.
3. Связка между ними может быть в виде накладывания друг на друга, перетека­ния, на основе "похожести".
Итак, попробуйте запомнить следующие слова: дерево, стол, река, корзина, расческа, мыло, ежик, резинка, книга, трактор, дождь, солнце, часы, лампа, скрепка, дом, самолет, тет­радь, носки, воздух.

 

ПРИМЕР запоминания логически не связанных слов:
Мы видим зеленое красивое ДЕРЕВО. Из него начинает расти в сторону доска, из доски вниз опускается ножка, получается СТОЛ. Приближаем свой взгляд к столу и видим на нем лужу, которая стекает вниз, превращаясь в целую РЕКУ. Посредине реки образуется во­ронка, которая превращается в КОРЗИНУ, которая вылетает из реки на берег. Вы подходите и отламываете у нее один край - получается РАСЧЕСКА. Вы берете ее и начинаете расчесывать свои волосы до тех пор, пока из головы не начинает выделяться МЫЛО. Оно стекает и оста­ется волос, торчащий ЕЖИКОМ. Вам очень неудобно и Вы берете РЕЗИНКУ и стягиваете ею волосы. Но она не выдерживает и лопается. Когда она падает вниз - разворачивается по прямой линии, а затем превращается в КНИГУ. Вы пытаетесь ее поднять - не получается. Тогда откры­ваете ее и из нее прямо на Вас выезжает ТРАКТОР, который светит в глаза мощным лучом, словно СОЛНЦЕ. Становится очень жарко, и с Вас льет пот, очень хочется, чтобы пошел ДОЖДЬ. И он начинает идти. Вы поднимаете голову и видите над собой ЧАСЫ, из которых льется вода. Вам становится холодно от дождя, хочется, чтобы он прекратился. Вы подпрыги­ваете, хватаетесь за стрелку часов и вырываете ее. Опустившись на землю, Вы рассматриваете ее и замечаете у основания стрелки прикрепленную огромную ЛАМПУ. Вы забираете стрелку в виде СКРЕПКИ и прикрепляете на грудной карман. Только прикрепили стрелку, как от лампы начали откалываться и падать на ноги, превращаясь в кирпичи, кусочки стекла. Вы отпрыги­ваете в сторону, сбросив с себя лампу со скрепкой. Постепенно из кирпичей, которые падают из лампы, появляется целый ДОМ. Вы подходите к нему, касаетесь рукой стенки, но он вдруг взлетает в воздух, словно САМОЛЕТ. И у Вас в руке остается кирпич, который превращается в тетрадь. Вы вырываете из нее листы и делаете из них себе НОСКИ (помня, что они дефицит) и идете в них по земле, как по ВОЗДУХУ.

 

Данное упражнение осваивается в сочетании с предыдущими из первого раздела.

 

Упражнение 1.12 Связка слов через сокращение образов (метод запоминания)

Представьте слона, муху. А теперь слоно - муху, т.е. слона, у которого выросли кры­лышки мухи, и который пытается взлететь, взмахивая большими крыльями. Порядок слов при запоминании определяется присутствием в образе большого объема первого слова.

 

Выше Вы познакомились со способом связки слов через рассказ. В дальнейшем Вы будете знакомиться с новыми методами связки, которые нужно будет постоянно отрабатывать, выбирая для себя наиболее приемлемые, удобные. Идеальный вариант - это синтез всех прие­мов. Постарайтесь связать по два слова с помощью сокращения. Всего для выработки умения (знания - умения - навыков) нужно связать примерно 100-150 пар. Параллельно продолжайте тренировки с запоминанием слов. Доведите их до 100 пар и только после этого переходите к следующему упражнению.

 

Упражнение 1.13 Оживление (метод запоминания)

Попробуйте представить какого-либо зверя, животное. Теперь представьте, что он ожил и начал двигаться. Отпустите его, пусть живет своей жизнью в Вашем воображении. По­упражнявшись с живыми существами, переходите к оживленным предметам по той же схеме. Упражнение выполняется сначала с закрытыми глазами, а затем и с открытыми. Всего "оживить" Вам предлагается 50 живых существ и 100 предметов. Можно представить, что Вы касаетесь предмета и он оживает, дуете на него и т.п.

 

Теперь попробуйте выполнять какие-либо операции с предметами или живыми суще­ствами по Вашей воле. Необходимо достигнуть состояния, когда Вы свободно манипулируете предметами.

 

Упражнение 1.14 Взаимодействие с образами (метод запоминания)

Возьмите художественную книгу, прочитайте один абзац (4-5 предложений), пред­ставляя себя на месте главного героя или участвующим в виде какого-либо предмета. Найдите какое-либо ключевое слово в абзаце, представьте его. Подойдите мысленно к нему, войдите в него, начните двигаться в нем, жить. Представьте, что этот предмет - Вы, и начинайте состав­лять рассказ, оживляя слова и сокращая их. Вы должны заранее подготовить 20-30 слов, из которых и составляете рассказ. Представьте, что вы на основании "похожести": цвета, каких-либо общих черт, формы, тяжести, материала и т.д. перетекли и превратились в другой образ. Доведите количество слов до 50-70 и переходите к следующему упражнению.

 

Упражнение 1.15 "Перетекание"

Представьте два предмета (лучше, если потренироваться на слайдах). На основании "похожести" какой-либо черты из одного предмета образуется другой. Что же это за похо­жесть? Одинаковый цвет, форма, место расположения, запах, тактильные ощущения, тяжесть. Запомните на основе перетекания пять слов. Доведите до 30-50. На это должно уйти максимум 3-4 дня, если тренироваться по 1,5-2 часа. Попросите, чтобы вам сначала медленно (с паузой в 20-30 секунд) диктовали слова или двигали слайды. Возвращаться, повторять слова во время запоминания нельзя. Нужно держать в воображении предыдущее слово, а затем на основе "похожести" из одного предмета образовать другой. Например, арбуз - книга. Представим ог­рызок арбуза, внутреннюю белую часть, как из нее начинают выпадать страницы, которые складываются и сшиваются в книгу. Причем страницы того же цвета, что и внутренняя часть кожуры ("похожесть"). Таким образом, нужно связать не менее 50 пар для наработки умения (знание - умение - навык).

 

Упражнение 1.16 Метод Цицерона

Он заключается в том, что Вы запоминаете предметы, расставляете их на заранее за­помненных объектах. Это может быть Ваша квартира, путь на работу, запомненные ранее слова. Суть метода. К каждому отдельному объекту (в углах квартиры, на улицах города, к от­дельным словам) Вы привязываете запоминаемую единицу информации.

 

Правила запоминания:
а) образы "ставятся" на хорошо освещенные места;
б) маленькие образы увеличиваются до больших размеров, большие уменьшаются до маленьких;
в) связка должна быть яркой, необычной, динамичной.

 

Развитие тактильных ощущений

 

Упражнение 2.1 Движение 

Возьмите кисточку или перышко. Расслабьтесь. Почувствуйте "пустоту" в голове, про­ведите кисточкой от кисти до локтя мягко, не торопясь. Попытайтесь восстановить эти ощу­щения. Повторяйте до тех пор, пока не достигнете четвертого уровня. Помогайте себе пред­ставлением, что Вы ведете кисточкой по руке. Проработайте таким образом все части тела: руки, ноги, туловище, лицо.

 

Упражнение 2.2 Прикосновение

Приведите себя в привычное состояние безмыслия и расслабленности, положите ле­вую руку ладонью вверх. Правой рукой возьмите предмет и положите его на ладонь левой руки. Сосредоточьтесь на ощущениях, которые исходят от предмета, характере давления на руку, уберите его и попытайтесь с закрытыми глазами восстановить ощущения в руке до чет­вертого уровня, помогая себе зрительным представлением предмета. Таким образом, надо "пропустить" через ощущения 20-30 различных предметов, проработав все части тела.

 

Упражнение 2.3 Письмо

Закройте глаза, расслабьтесь, приведите себя в состояние безмыслия. Попросите, чтобы Вам кисточкой на теле "писали" печатным или прописным шрифтом буквы алфавита (вразброс). Когда Вы сможете без труда читать буквы, переходите к слогам, затем к словам, словосочетаниям, предложениям и текстам. Причем, Вы должны не только "прочитать" букву, но и вызвать устойчивое ощущение, т.е. восстановить ощущение по принципу первого и вто­рого упражнения.
Довести ощущения до пятого уровня. Учтите, что кроме четких ощущений, Вы должны чувствовать весь текст на теле.

 

Упражнение 2.4

Возьмите линейку (или другой предмет) и мягко ударяйте себя по плечам, рукам и т.д., стараясь как можно быстрее и четче восстановить ощущения после прикосновения линейкой. Довести ощущения до пятого уровня. Постарайтесь натренироваться до уровня, когда ощуще­ния будут повторяться мгновенно по Вашему желанию. За время тренировок нужно поменять 20-30 различных предметов (ремень, вата, игла и т.д.).

 

Упражнение 2.5 Синхронизация тактильного и зрительного восприятия

Приготовьте 30 дощечек размером 100 х 200 мм и следующие материалы: клеенка, вата, мягкая материя, жесткая, пшено, горох, спички и т.д. Наклейте один - два слоя на каждую дощечку, приготовьте десять слов или открыток. Закройте глаза, положите одну руку на до­щечку (крупу и т.д.). Попросите, чтобы продиктовали слова с паузой в 30 секунд или смотрите на открытки, составляя рассказ. Во время запоминания каждого слова или открыток проводите пальцами по разложенным без Вашего участия дощечкам. Одно слово или открытка - одна до­щечка. После запоминания попросите, чтобы дощечки поменяли местами. Ваша задача - вос­произвести слово, закрыть глаза и разложить дощечки по порядку, пользуясь тактильными ощущениями и словами, которые Вы будете воспроизводить в воображении. Тренируйтесь таким образом полтора - два часа в день в течение одной - двух недель. Показателем того, что Вы достигли научного результата, будет то, что, называя слово, Вы неосознанно (на начальном этапе занятий нужно делать это осознано) ощущаете прикосновение к телу дощечки, соответ­ствующей этому слову. Вариации: выполняете ту же работу, только босыми ногами, щекой, прикладывая дощечки на солнечное сплетение и т.д. Необходимо проработать все тело. В те­чение указанного времени рекомендуется запоминать информацию с помощью дощечек, вы­зывая тактильные ощущения и вызывая такие же ощущения мысленно, не пользуясь дощеч­ками (запоминайте таким образом - открытки, слова, слайды и т.д.). Когда Вы достигнете ука­занного результата, возвращайтесь к первому разделу и, представляя в воображении (то есть, стараясь ярко видеть и подключать одновременно тактильные ощущения), четко чувствовать всем телом одновременно, проработайте все упражнения от начала до конца, проецируя требо­вания, предъявляемые к образам, на тактильные ощущения.

 

Упражнение 2.6 Изменение тактильных ощущений

Прикоснитесь ладонью к деревянной дощечке (на ней ничего не наклеено), уберите ладонь, припомните ощущение и распространите его на все тело. Удерживайте его в течение 30-40 минут. Когда почувствуете, что его удерживать стало сложно, представьте и почувст­вуйте на теле участок, к которому прикоснулись ватой. Возник очаг "мягкости". Теперь, когда тяжело держать ощущение "дерева" и возник "очаг мягкости", представьте, что он начал рас­пространяться и "захватил" все тело. Представьте "мягкость" как тетиву и отпустите ее.

 

Развитие слухового воображения

 

Упражнение 3.1
В
озьмите линейку и ударьте ею о стол. Расслабьтесь, закройте глаза, добейтесь со­стояния пустоты в голове, постарайтесь услышать звук в воображении, подкрепляя слуховые ощущения зрительными (видеть линейку в момент удара и стол), и тактильными (ощущать всем телом линейку, стол, удар). Не торопитесь, если звук вызвать в воображении не удалось; обычно звук возникает на начальном этапе через 5-10 секунд после создания соответствую­щего мыслеобраза.
Достигнув пятого уровня, выполните все упражнения первого раздела, работая всеми тремя органами чувств одновременно.


Упражнение 3.2 Изменение слуховых ощущений
П
редставьте (аналогично тактильным ощущениям), что один вид звука входит в зону другого звука и "перетекает" в него. Например, представьте, что какой-либо музыкальный звук завладел одной из зон Вашего тела (почувствуйте вибрацию), мысленно распространите виб­рацию на все тело. Затем представьте, что совершенно иной тональности звук завладел одной из зон тела. Распространите его по всему телу. По этой же схеме звук или неприятное ощуще­ние "убирается" с тела.

 

Упражнение 3.3 Соощущения
В
озьмите пять дощечек с наклеенными на них различными материалами. Попросите, чтобы Вам подобранными заранее предметами (металлическими, деревянными стеклянными, пластмассовыми и т.п.) ударяли, допустим, о стол. В это время Вы должны, положив правую руку поочередно на каждую из дощечек, воспринимать и запоминать (один звук - одну до­щечку). Например, о стол ударили стеклянным предметом, соответственно Вы услышали удар стекла о стол. В это же время Вы рукой воспринимаете клеенку, наклеенную на дощечку. Представьте, что Вы касаетесь с закрытыми глазами клеенки, которая при каждом прикоснове­нии издает "стеклянный" звук, т.е. Вы, можете представить, скажем, рюмку, сделанную из кле­енки, и таким образом запомнить ощущение. Затем, когда Вы будете воспроизводить этот об­раз, Вы сможете считать звук и материал.
Цель упражнения - достигнуть состояния, когда Вы будете воспринимать звук в виде тактильных и слуховых ощущений, т.е. при восприятии определенного звука Вы должны ощу­тить прикосновение соответствующего материала.

 

Тренировка вкусовых ощущений

 

Упражнение 4.1 Тренировка вкусовых ощущений
С
концентрируйте внимание на кончике языка в течение одной - двух минут; начнется слюноотделение. Возьмите кусочек сахара и положите его перед собой. Посмотрите на него, закройте глаза, представьте (необходимо ярко увидеть, ощутить тактильно, услышать звук од­новременно). Продолжайте держать внимание на кончике языка, стараясь вызвать вкус сахара. Обычно отдаленно вкусовые ощущения появляются через 20-30 секунд, затем они от упраж­нения к упражнению усиливаются. Если же у Вас очень плохо получается (5-7% от всех зани­мающихся), попробуйте сахар на кончике языка и постарайтесь вызвать соответствующие вку­совые ощущения по предложенной схеме.

 

Тренируйтесь по 15-20 минут 3-4 раза в день в течение 7-10 дней. Вы должны достиг­нуть следующего: представив предмет в воображении, ощутив его тактильно, услышав звук и одновременно автоматически сконцентрировав внимание на кончике языка, Вы должны по­чувствовать вкус этого предмета, причем оно должно происходить неосознанно.

 

Совершенствуя свои вкусовые ощущения, постарайтесь ощутить "вкус" звука (примерная градация приятный - неприятный, мягкий - острый, сладкий - горький, тактильные ощущения, цвет, форму предмета, движение).


Упражнение 4.2 Изменение вкуса
1. Представьте вкус сыра.
2. Представьте привкус клубники.
3. Привкус клубники начинает вытеснять вкус сыра. Постепенно с каждой новой вол­ной вкус сыра отдаляется, ослабевает, а привкус клубники усиливается. Протренировавшись, таким образом, 10-15 дней, по 15-20 минут три раза в день до еды, Вы сможете произвольно, легко и просто менять вкусовые ощущения.

 

Развитие обонятельного воображения

 

Упражнение 5.1
С
концентрируйте внимание на кончике носа и постарайтесь представить запах лимона, розы и т.д. На начальном этапе упражнение выполняется с закрытыми глазами. Глаза смотрят прямо, на нос не скашиваются. На носу концентрируется только внимание.
Если не удается вызвать запах, возьмите воображаемый объект в руку, поднесите его к носу, ощутите его запах и положите его перед собой на расстояние полуметра. Теперь, концен­трируя внимание на кончике носа, старайтесь вызвать запах этого предмета. Если это удалось, откладывайте предмет все дальше и дальше, старайтесь вызвать запах, а затем и вовсе уберите его. Теперь вы должны вызвать в воображении зрительный образ этого предмета, тактильные, слуховые и вкусовые ощущения, помогая тем самым вызвать запах этого предмета. (Соответственно в этот момент вы должны концентрироваться на кончике носа).

 

Упражнение 5.2
В
озьмите несколько предметов с различными запахами и попробуйте их запомнить с закрытыми глазами, ощущая только их запах и соответственно вставляя их в рассказ. Например, легкий воздушный запах можно представить в виде пуха, а острый в виде чего-то стального. Т.е. нужно стараться добиться неосознанного появления зрительных образов в ответ на обоня­тельное ощущение или представление. 

Тренируйтесь таким образом, 5-6 раз в день по 2-3 минуты.

 

Запоминание цифровой информации

Секрет запоминания цифр заключается в том, что каждой цифре от ноля до ста подби­рается на основе "похожести" зрительные образы, которые отрабатываются при запоминании. Если появляется необходимость запомнить число, которое более ста, то мы образуем связку. Например, 101: 100 - старинная пушка, т.е. два колеса - два ноля и ствол - единица; единица - копье. Пушку протыкаем копьем и получаем 101.

 

Запоминание дат, телефонов, формул и т.д. производится в виде мнемосхемы, т.е. ко­гда запоминают информацию, которую сложно связать в рассказ. Вы укладываете, т.е. связы­ваете в соответствии с конкретными образами символы данной информации, прокручивая в воображении ленту образов от одного до ста. Когда отпадает необходимость держать эту ин­формацию в таком виде, ее можно будет "стереть" (забыть).

 

Не забывайте, что каждую цифру нужно воспринимать всеми пятью органами чувств одновременно, а также "оживлять" ее.

 

Предлагаем Вам самостоятельно, аналогично предложенному выше примеру, соста­вить образы к цифрам. Это дает возможность прочувствовать этот процесс и затем, если не удается к некоторым цифрам составить образы, очень легко и быстро воспринять образы, ко­торые мы Вам предлагаем к цифрам. К каждой цифре нужно иметь как можно больше образов (минимум 2-3). Это обусловлено необходимостью в конкретной жизненной ситуации быстро и неосознанно подбирать нужный образ-цифру для запоминания.

 

Когда будете читать примеры образов, предложенных Вам, постарайтесь их ярко пред­ставить, ощущая всеми органами чувств, а затем "найти" в них цифру (на основании "похожести").

 

Список цифр-образов:
 1 - копье, стрела, гвоздь, карандаш, один рубль
 2 - утка, рыболовный крючок, абордажный крюк, оценка, лошадь
 3 - треугольник, трезубец, три рубля, оценка, сережка
 4 - четырехугольник, топор, солдат отдает честь, пионер отдает салют
 5 - девочка в белом фартучке (отличница), пять рублей, оценка
 6 - старушка сгорбленная, замок открытый навесной
 7 - коса, мужчина в кепке с усами, дракоша (обжора)
 8 - очки, велосипед
, две шестеренки, свадебные кольца
 9 - мужчина с красным лицом, Карлсон, человек в чалме, Али-Баба
 10 - зонтик, грибок, десять рублей, воздушный шар, колесо с палкой, десятка (мишень)
 11 - барабанные палочки, лыжи, Буратино, рельсы
 12 - календарик, удочка
 13 - черт, черный кот
 14 - стул (спинка слева), совок
 15 - игра "пятнашки"
 16 - паспорт, замок с ключом
 17 - аттестат, выпускной звонок
 18 - солдат, ножницы
 19
- человек с ружьем, булава, носорог
 20 - утка на озере, змея
 21 - всадник на лошади, бутылка водки (2 - плохие ощущения, 1 бутылка)
 22 - два веселых зажаренных гуся
 23 - царь - лебедь (2 - лебедь, 3 - корона)
 24 - часы бьют 24 часа (новый год), дед мороз, снегурочка, елка
 25 - улитка (2 - тело улитки, изогнутое двойкой, 5 - раковины, т.е. дом улитки)
 26 - старушка на
лебеде
 27 - монах (2 - черный цвет, 7 - профиль монаха)
 28 - лебедь в очках
 29 - слон выгнул хобот в виде трубы, человек борется со змеей
 30 - вилы в луже, торт с тремя свечами, зеленый абажур (3 - зеленый, 0 - абажур)
 31 - самолет, змей - Горыныч (три головы и один хвост)
 32 - голова быка (треугольное лицо, два рога), нос (треугольный, две ноздри)
 33 - плачущий
человек (33 несчастья), Христос
 34 - вентилятор (три лопасти и четырехугольный корпус), зеленое знамя (3 - зеленое, 4 - знамя)
 35 - красная лилия (3 - лилия, 5 - красный)
 36 - зеленый кузнечик, градусник;
 37 - Сталин;
 38 - Берия;
 39 - Нептун (3- зеленый, 9- крепкий, большой), фашистская свастика (начало войны);
 40 - капуста (сорок одежек и все без застежек), на подносе стоит торт;

 41 - огонь, взрыв;
 42 - транспорт (прямоугольной формы - 4, две палки -2);
 43 - радуга, битва на Курской Дуге;
 44 - окно (четыре прямоугольной формы, 4- делится на четыре части);
 45 - салют, рейхстаг;
 46 - телефон (4 - корпус телефона, 6 - трубка), барон со слугой;
 47 - Екатерина II (4 - толстая, квадратная, 7 - украшения);
 48 - песочные часы, на книге очки;

 49 - Карлсон с банкой варенья;
 50 - собачья будка с круглым входом, красное солнышко, красная роза, помидор (5 - красный, 0 - круглая форма);
 51 - поросенок с торчащей изо рта морковкой, дом с дымоходом справа;
 52 - избушка на курьих ножках;
 53 - Хрущев;
 54 - девочка в белом фартучке (5), с синим бантом (4);
 55 - красная звезда, две подруги - отличницы;

 56 - красный мак с черной серединкой;
 57 - горящее дерево (5 - огонь, 7 - дерево), семафор опущенный;
 58 - вертолет (5 - форма вертолета, 8 - пропеллер);
 59 - человек - морж (5 - красный, 9 - здоровый);
 60 - Баба-Яга в ступе (6 - Баба Яга, 0 - ступа), святой с нимбом;
 61 - груша (6 - плод, 1 - хвостик), лампочка, ракета;
 62 - шут (6 - согнутый, 2 - загнутые башмаки и колпак);

 63 - коляска с тремя лошадьми;
 64 - Брежнев;
 65 - болото (застой);
 66 - две вишни, силач;
 67 - смерть с косой;
 68 - лев, стоящий на задних лапах (герб Чехословакии, конфликт), старушка с очками;
 69 - дружба (руки, которые тянутся друг к другу), дымящий паровоз (6 - дым, 9 - огромный паровоз);
 70 - пылесос, Ленин;
 71 - мушкетер, Дон Кихот, две скрещенные шпаги (одна из них сломана);

 72 - утка в кепке;
 73 - крокодил зеленый;
 74 - жираф;
 75 - заяц с белым передничком;
 76 - клюка из дерева;
 77 - Шапокляк с Лариской, железнодорожный знак;
 78 - петух поставил крылья как руки в бок;
 79 - комар на воздушном шарике;
 80 - Мишка Олимпийский, Чебурашка;
 81 - Снеговик с метлой, пенсне
 82 - черные очки;
 83 - медицинский символ (чаша со змеей), брови с глазами;

 84 - муравей;
 85 - Горбачев;
 86 - Чернобыль, йог;
 87 - человек с усами в кепке с двумя дынями;
 88 - крест (тысячелетие Крещения Руси), бабочка;
 89 - настольная лампа, депутатский значок;
 90 - медведь с бочонком, дедушка;
 91 - обезьяна ест бананы, бегемот с хвостом;
 92 - мужчина на костылях;
 93 - Царевна-лягушка;
 94 - колодец, бегемот на шкафу (боится укола);

 95 - мужик в белом передничке (отличник);
 96 - собака или кот, которые гоняются за своим хвостом;
 97 - дровосек с топором;
 98 - мужик с бантиками;
 99 - кавычка;
 100 - старинная пушка.

 

Запоминание текстовой информации

 

Упражнение 7.1
1. Возьмите два карандаша (красный и синий). Прочитывая текст, подчеркните красным карандашом ключевые слова, т.е. слова, по которым можно воспроизвести предложение.
тол. Мы понимаем, что идет описание кухни. Допустим: самолет-клубника. Ясно видно, что связи нет, поэтому, выделите в таких местах дополнительные опоры, синим карандашом.
3. Выпишите слова на отдельный лист и подчеркните опоры, выделенные красным цветом (выписываются подряд слова, подчеркнутые красным и синим цветом).
4. Составьте с ними рассказ и воспроизведите слова на другом листочке.
5. Сверьте с контрольным листом, исправьте ошибки (в воображении).
6. Теперь вызывайте слово за словом в воображении и по ним воспроизводите текст. После отработки таким образом 30-50 страниц текста, процесс начинает выполняться непроизвольно, т.е. уже не нужно будет проделывать это письменно.

Совершенствование

 

Упражнение 8.1
В
ключите телевизор, предварительно на место экрана, повесив белую бумагу, или про­сто закрыв экран. Хорошо, если это будет увлекательный детектив. Попробуйте увидеть (вообразить), что происходит на экране, почувствовать запах, вкус, ощутить тактильно. Через 5-7 часов обычно ощущения начинают возникать сами собой, неосознанно.

 

Упражнение 8.2
В
озьмите интересующую Вас художественную книгу, дочитайте до интересного, за­хватывающего момента и попытайтесь его развить в воображении, хотя бы в виде краткого плана на бумаге. Теперь сравните, много ли есть расхождений. Поупражняйтесь таким образом 2-3 недели, сравните его со своим первоначальным результатом и Вы заметите, что расхожде­ний становится все меньше и меньше. Таким образом, Вы сможете развить способности пред­восхищения ситуаций (кроме яркости воображения). Старайтесь вести дневник контроля за развитием способностей.

 

Развитие непроизвольных навыков запоминания

Наверняка вы уже столкнулись с тем, что в ответ на произнесенные фразы или слова товарищей "всплывают" образы, соответствующие данной единице информации, как бы сами собой. Теперь основная задача - выработка непроизвольного запоминания. Это относится ко всем видам информации. По окончании занятий по этому разделу Вы должны запоминать не­произвольно.

 

Упражнение 9.1
В
предыдущих упражнениях Вам предлагалось связывать слова, подключая к их восприятию все, пять органов чувств. Задача немного усложняется. Теперь предлагается просто читать слова в состоянии безмыслия со скоростью, достаточной для возникновения образов и ощущений, постепенно доведя скорость чтения до обычного для Вас темпа (мы надеемся, что Вы не пропускали упражнений, выработали синтетический способ запоминания и приобрели соответствующие навыки).
Причем по прочтению необходимо воспроизвести прочитанное (для контроля качества работы).

 

Упражнение 9.2
В
озьмите словарь пословиц и поговорок или художественную книгу и читайте отдельные предложения по частям, превращая их в образы и ощущения. Доведите объем информации, превращаемой за один раз в образы, до целой строки, затем абзаца и страницы. По прочтении информации необходимо воспроизводить в письменной форме для самоконтроля.

 

Тренируясь, таким образом, Вы вдруг обнаружите, что перестали замечать окружающий мир, книгу, которую читаете. Перед Вами оживут картины, люди, события в полном их объеме. Они будут издавать звуки, Вы будете ощущать их тактильно всем телом, ощущать запахи.

 

Показателем того, что эффект от упражнений достигнут, будет полное "растворение" в воспринимаемом Вами мире книги.

 

Запоминание иностранных слов

 

ОБЩИЕ ПРАВИЛА

Старайтесь связывать слова, словосочетания, крупные блоки. Таким образом, Вы смо­жете в несколько раз больше выучить за один раз. Память способна удержать на начальном этапе (кратковременная память) 7±2 единицы блока запоминаемой информации. Это верно в том случае, если Вы не прошли предыдущий курс и не выполнили его требований. Начните запоминать 3-5 слов, постепенно переходя к пяти блокам по 30-50 слов.

 

Прежде, чем твердо решить запоминать свыше пяти блоков, поэкспериментируйте. Сравните результаты, найдите оптимальное количество слов в блоках. Следует учесть, что если Вы продолжите занятия по развитию образной памяти, сможете повысить емкость блока и их количество до девяти.

 

- На начальном этапе рекомендуется подбирать наиболее парадоксальные, смешные картинки, вырезать их и наклеивать в отдельную тетрадь, записывая рядом "связки" слов. Таким образом, получится блок.
- Тренируясь и изучая язык одновременно, через месяц - полтора Вы вдруг обнару­жите, что связки образуются уже сами собой.
- Если Вы прошли предложенный курс полностью, яркие парадоксальные образы и картинки Вы сможете сами выстраивать в своем воображении.
- Непроизвольное запоминание происходит, если в воображении строятся образы так, что они главному персонажу либо помогают достичь цели, либо мешают.
- С большей долей непроизвольности запоминание происходит, если мы концентри­руем внимание на значении слова и его звучании, а не на заучивании (обманываем зубрежку). Чтобы углубить понимание языка, рекомендуется глубже разобраться со значением слов, т.е. заглянуть в толковый словарь. Если есть возможность, то не в один. Также рекомендуется произнести и слово, ставя ударение на разных слогах поочередно и с выражением различных эмоций (удивление, радость, гнев, разочарование, восхищение и т.д.).

 

- Если Вы убедите себя, что запоминаете не на неделю, а на всю жизнь, Вы сразу ощутите разительный контраст в качестве запоминания. Поэтому, прежде чем запоминать, убедите себя в том, или ощутите, представьте, что Вы запоминаете на всю жизнь.

 

- Вспомним одно упражнение. Исходное положение стоя. Закрыли глаза, состояние безмыслия, провели мысленный массаж. Представим, что на Вас набросили канат, ощутили, увидели его и потянули перед "трактором", стали на цыпочки. Это будет показателем того, что открылась "дорожка" в подсознание. Повторяйте следующую формулу 10-15 раз: "Я легко и просто учу язык. Желание учить язык с каждым днем все больше и больше". Подкрепляем повторение образными представлениями. С каждым повторением Вы должны добавлять к образам какой-то новый штрих. Не допускайте не только механического, но и ОДНООБРАЗНОГО повторения. Формулу можно составить произвольно. Единственное, что нужно учесть при составлении формулы - приказы наше внутреннее "Я" не любит. Нужно внушать, а не при­казывать.

 

Техника запоминания
1. Подобрать к иностранному слову созвучное, сходное по звучанию полностью или частично, русское слово и составить связную с русским переводом образную связку.
2. Учтите, Ваша цель должна быть не запоминание иностранного слова, а нахождение связки между словами, необычность связки, наличие в ней движения. Все обязательно должно подкрепляться запоминанием пятью органами чувств - это основное.
- Существительные.
coop (англ.) подбираем слово - купаться - Курятник (перевод) Представьте себя, ку­пающимся в реке.
Вдруг на Вас налетают и усаживаются куры. Посмотрим на слово coop - Вы наверняка вспомните подобранное слово Купаться - следом восседающих кур и следом - КУ­РЯТНИК (перевод).
- Сложные (трудные) слова - преобразовать путем замены одной, двух букв и затем построить связки.
dig (копать) - букву "i" меняем на "о". Получается - дог - собака. Она лапами, словно лопатами, роет яму. Причем собака очень худая - так запоминаем замену "i" на "о". Мы удивля­емся, как такая тощая собака может устоять на ногах.
- Слово с предлогом (аналогично словосочетанию).
to table (ту-у, таблетка) к столу (пер.) ту-у (гудок паровоза). К столу съезжаются со всех сторон таблетки, которые и издают  этот звук.

 

Мы вам показали принцип запоминания иностранных слов. Эти приемы лучше использовать в сочетании с необычными рисунками (например, из журнала "Крокодил"). Техника работы с рисунком заключается в следующем: подобрав соответствующий рисунок, Вы переписываете названия предметов, понятий, изображенных на нем. Затем из русско-английского или другого словаря выписываете переводы. После этого составляете связки к каждому отдельному слову, смотря на рисунок и воображая небывалый сюжет. Таким образом, за один подход можно запомнить от 20 до 50-70 слов.

 

Записи сохраняйте, они Вам понадобятся для повторения. Позанимавшись в течение одного, двух месяцев по 1,5-2 часа в день, Вы обнаружите, что связки уже образуются непроизвольно. Для образования установки непроизвольного запоминания обычно необходимо полгода (твердой установки). Таким образом, запоминание будет происходить как бы само собой.

 

Повторение

Наиболее оптимальное время перерыва - 10 минут (необходимо для первоначального "проявления", т.е. запечатления информации). Ниже в таблице мы приводим наиболее оптимальное количество повторений слов с помощью образной памяти. Секрет пауз заключается в том, что во время перерыва мозг переводит информацию в долговременную память. Этот процесс нарушается даже в том случае, если Вы во время перерывов повторяете (происходит стирание).

 

ТАБЛИЦА ПОВТОРЕНИЙ

 

1-й раз - через 10-15 минут
 - Воспроизводство по переводу или по слову


2-й раз - через 2-3 часа, по мере трени­ровки через 12 или 24 часа
 - Воспроизводство, глядя на карточку


3-й раз - через 1-2 месяца
 - 1-й день - вспоми­наем по своим запи­сям;
 - 2-й день - глядя на картинку. Если удаётся восстановить перевод или иностранное написание (звучание), а связку не удаётся, то восстанавливать связку не обязательно: она свою функцию уже выполнила


4-й раз - через год
 - На повторение 1000 слов должно уходить не более дня с учётом перерывов

 

 

Hosted by uCoz