Де Боно. Научите себя думать. Водная логика

 На главную

 

Пять этапов мышления

Шесть мыслительных шляп

Мыслительная программа CORT

К - цель

УЧ - информационный этап

ПРО - каковы возможности

ТАК - таков результат

ПО - Действие

Потокограммы

 

Пять этапов мышления

 

-> К - УЧ - ПРО - ТАК - ПО ->

 

01 Bono_K.JPG

02 Bono_YCH.JPG

03 Bono_PRO.JPG

04 Bono_TAK.JPG

05 Bono_PO.JPG

 

К - цель, намерение мышления. Куда мы направляемся? Что хотим получить на выходе?

УЧ - информация. Что за ситуация? Что мы о ней знаем?

ПРО - этап возможностей. Здесь мы создаем возможные решения и подходы. Как нам сделать это? Какое принять решение?

ТАК - сужает, проверяет и выбирает возможности. Этап заключений, решений и выбора. Этап результата.

ПО - шаг действия. Что вы собираетесь с этим делать? Какие действия станут результатом вашего мышления?

Шесть мыслительных шляп

 

Белая - информация. Какая информация доступна.

Красная - чувства, интуиция, подозрения и эмоции.

Черная - осторожность. Оценка риска и критическое мышление.

Желтая - солнце и оптимизм. Логика и позитивный взгляд на вещи. Ценности и выгоды. Реализация.

Зеленая - листься, творческая. Альтернативы, новые идеи. Возможности.

Синяя - голубое небо. Управление мыслительным процессом. Определение проблемы и направление мыслей. Резюме.

Пример использования: "Подумать три минуты в черной шляпе".

 

Мыслительная программа CORT

 

1 широта

2 организация

3 взаимодействие

4 творчество

5 информация и чувство

6 действие

 

CoRT   содержит основные «направляющие внимание» приемы восприятия.

Выделяют следующие основные приемы:

ПМИ - Плюс, Минус и Интерес. Обратите внимание сначала на плюсы, потом на минусы и, наконец, на интерес. В результате получается беглая оценка.

РВФ - Рассмотри Все Факторы. Что нам надо взять на заметку, когда мы о чем-то думаем? Какие факторы здесь задействованы?

ПиР - Направляет внимание на Последствия и Результаты действия. Это помогает сделать прогноз

на будущее, что может произойти потом. Здесь может потребоваться применение различных временных шкал.

ЦУЗ - Какие Цели. Устремления, Задачи? Что мы пытаемся делать? Чего мы пытаемся достичь? Куда мы движемся?

ППВ - Приоритеты Первостепенной Важности. Обратите внимание на то, что действительно имеет значение. Не все одинаково значимо. Каковы приоритеты?

АВВ -Альтернативы, Возможности и Выбор. Какие есть новые альтернативы? Какие возможности? Какой выбор?

ВДЛ - Взгляды Других Людей. Какие люди вовлечены в это? Какие у них мнения?

 

К - цель

 

* Дать определение. Напишите цель своего мышления.

* Изменение определения. После того, как вы написали цель, у вас может возникнуть желание изменить ее.

* Альтернативные определения.

* Более конкретное определение

* Более абстрактное определение

* Разделение - разбить общую цель на более конкретные, чтобы легче было их достичь. Каждая из этих целей становится отдельной подзадачей.

* Изменение цели. Может стать очевидным, что изначальная цель слишком узка, и вы решите изменить ее.

* "Правильное определение". Как только вы найдете правильное определение, решение проблемы придет очень быстро. Дело в том, что вы сможете найти правльное определение только после того, как решите проблему.

 

Веер концепций

На правой стороне листа бумаги записывается конечная цель нашего мышления. Мы смотрим, какие идеи, определения или подходы могут привести нас к этой цели, и потом начинаем рассматривать каждую из них как направление и определять, какие альтернативные идеи или пути могут нас туда привести.

 

Конечная цель

Иногда приходится работать в противоположном направлении. Мы определили для себя цель, но эта цель не конечная - она является всего лишь одним из подходов веера концепций. Допустим, вас попросили решить проблему транспортных пробок в городах и вы сразу стали думать о том, как уменьшить количество транспорта. Вас могут спросить, какова ваша конечная цель? Она может быть «справиться с транспортными пробками в городах».

Есть прекрасный способ добраться до конечной цели - это вопрос «почему?». Когда спрашивают: «Почему вы хотите уменьшить количество транспорта?» - то ответ обычно звучит так: «Чтобы справиться с проблемой транспортных пробок». Я тогда задаю вопрос: «А какая конечная цель? Уменьшение количества транспорта - это лишь один из подходов к этой цели».

В этом процессе таится определенная опасность - вы можете отойти отрешаемой проблемы и удариться в глобальную проблему улучшения мира.

 

Подход собачья нога

Мы можем двигаться в другом направлении и потом оттуда найти более легкий путь к цели. Это и есть подход «собачья нога».

Итак, используем следующее определение цели мышления: как нам попасть туда, откуда будет проще достичь конечной цели? Эта позиция становится чем-то вроде подзадачи. Но проблема состоит в том, что если промежуточная позиция находится в стороне от конечной цели, то найти ее не так-то просто, и поэтому необходимо тщательно искать точку, с которой будет легче сделать следующий шаг.

 

Модификации и ограничения

1.   Если вас интересуют новые творческие идеи, тогда не используйте ограничители и модификаторы при определении цели.

2.   Если вас не интересуют новые идеи или у вас нет на это времени, используйте ограничители и модификаторы при определении цели, но не переборшите.

3.   Ограничители и модификаторы всегда должны быть доступны на этапе информации (этап УЧ). Вы должны внимательно их рассмотреть, если собираетесь их игнорировать на следующей стадии мышления. Не нужно совсем отметать их в сторону.

4.   На этапе оценки ТАК можно использовать ограничители и модификаторы, чтобы получить в результате практичную идею. В то же время вы должны спросить себя, действительно ли они настолько важны для вас на этом этапе?

 

Различные мыслительные ситуации. Что я хочу получить на выходе?

·         Проблема

·         Решение задачи

·         Достижение мечты

·         Изобретение

·         Дизайн

·         Улучшение в намеченном направлении

·         Переговоры

·         Получение информации

·         Выполнение задачи

·         План

·         Организация

·         Выбор альтернативы

·         Решение

·         Суждение

·         Общение

·         Исследование

·         Общее улучшение

·         Возможность

·         Изменение (подумай об этом)

·         Умиротворенность, оживленность и счастье

·         Адаптация к переменам

·         Формулировка мечты

·         Инициатива

·         Вывод, обзор и резюме

·         Фокусирование на нейтральной области

·         Творчество на чистом листе бумаги

·         Объяснение

·         Смотря в будущее

·         Кризис

·         Стратегия

·         Творческое мышление

 

УЧ - информационный этап

 

Соответствует белой шляпе.

CoRT - могут быть использованы следующие приемы:

РВФ - Рассмотри Все Факторы;

ПиР -  Последствия и Результаты;

ВДЛ -   Взгляды Других Людей.

 

Вопросы. Вопрос - это способ привлечения внимания

* Рыбалка  - открытые вопросы

* Охота - сверхточные вопросы. Подразумевают ответы типа "Да-Нет"

 

Восприятие

* Что представляют из себя взгляды на проблему или какими они могут быть

 

 Чувства

* Как я ощущаю эту проблему

* Как другие люди представляют эту проблему

 

 Анализ

* Разложение на составные части

 

ПРО - каковы возможности

 

Четыре основных метода

1. Метод поиска стандартных или рутинных решений

2. Метод обобщения (Веер концепций - частный случай). Переход от самой общей формулировки задачи к конкретному решению.

3. Творческий метод. Умышленно создаем новые идеи.

4. Метод дизайна и объединения. Объединяем различные элементы. Эти элементы можно получить из стандартных источников или в результате творчества.

 

Трансформация проблемы

Говорят, что математики всегда стараются трансформировать любую задачу в ту, с которой они раньше уже сталкивались, и знают, как ее решать. Это очень разумная тактика. Мы используем ее постоянно, чтобы иметь возможность применить потом метод поиска стандартных решений. Анализ и установление сходства - это способы трансформации проблемы в ту, которую мы умеем решать. Можно также трансформировать проблему, непосредственно переформулировав ее.

 

Творческий метод

Не существует четкой конечной цели. Нам просто нужны свежие идеи. Поэтому метод обобщения здесь непригоден, потому что не существует таких потребностей или нужд, которые можно было бы сформулировать в обобщенном виде.

 

Бросить вызов

1.   Нужно ли вообще это делать?

2.   Почему это сделано именно таким образом?

3.   Какими другими способами можно сделать то же самое?

Почему мы думаем о чем-то именно таким образом?

Почему мы должны думать о чем-то именно так?

 

Провокация

«ПРО: машины имеют квадратные колеса».

Движение в провокации

- Выделить из ПРО отдельный принцип, самостоятельную идею или черту

- Сконцентрироваться на разнице между ПРО и реальностью

- Представление о реализации на практике ПРО идеи

- Выделить позитивные моменты в ПРО и постараться превратить их в новую идею

- Найти особые обстоятельства, в которых ПРО приобрела бы иную ценность

Генерация провокации

- Уход (Отрицание). Отрицание очевидного. "ПРО - таксисты не знают дороги"

- Инверсия. Разворот нормального направления.

- Преувеличение. "ПРО - у полицейских было бы по шесть глаз" - народные дружины.

- Искажение. "ПРО - заклеить письмо после отправки"

- Фантазийное мышление - "Было бы неплохо, если бы..."

Не стоит выбирать в качестве провокации что-то, для чего в вашей голове имеется хоть какое-то решение, - вы просто не сможете развить настоящую провокацию из такого утверждения.

Провокация "Чистая случайность"

- случайное слово. У вас есть предмет или мыслительная цель, вы находите случайное слово и связываете его с вашей мыслительной задачей с помощью ПРО, чтобы показать, что это провокация.

«Ксерокс ПРО нос» приводит нас к идее использования «запаха» в качестве индикатора.

Никогда нельзя пробовать использовать несколько случайных слов, если вам вдруг не понравилось первое из них. Нельзя менять первоначальный выбор. Нельзя также сначала пытаться выделить характеристики слова,  которое вам хотелось бы подобрать.

 

 Метод дизайн и объединение

 

 Составление списка требований

Каждое требование можно удовлетворить по отдельности. Затем эти отдельные элементы складываются, и дизайнер пытается объединить их в единое целое.

Определение приоритетов

На этом этапе мы выбираем один или два приоритета и строим свою модель вокруг них. 

Сначала концепция

Иногда сначала дизайнер или разработчик может продумать обшую концепцию, а затем уже рассмотреть, как с ней согласуются основные требования.

 

ТАК - таков результат

 

Цель - взять возможности, выработанные на этапе ПРО, и сократить их, оставив лишь одну, которая и будет осуществлена.

1) Развитие возможностей. Доработка и доведение идей.

·         придание формы идеям

·         кройка

·         укрепление идеи

·         исправление ошибок

·         практичность

·         приемлемость

·         затраты

·         упрощение

2) Оценка

Используются:  желтая, черная и белая шляпа.

CoRT

ПМИ - поиск Плюсов, Минусов и Интересных моментов идеи)

ПиР - Последствия и Результат: заглянуть вперед, чтобы представить себе результат и оценить последствия.

- стоит ли идея того, чтобы ее осуществить?

- можно ли ее осуществить?

- достоинства и выгода

- трудности и опасности

- выполнимость

3) Выбор. Методы отбора

·         Сильнее - слабее

·         Внутрь и наружу (по выбранному критерию)

·         Приоритеты (по баллам)

·         Прямое сравнение

4) Решение

·         Модель решения

·         Давление. Что заставляет вас принять это решение?

·         Сценарий

·         Риск

·         Взгляд назад: причины

 

ПО - Действие

 

Какими каналами, механизмами или рутинными методами я располагаю, которые помогут мне осуществить результаты моих размышлений.

Разработка плана действий

·         Стадии

·         Промежуточные и конечные цели

·         Гибкость и рутинность

·         Проверка и контроль

·         Пути отступления назад

 

Потокограммы

 

Потокограмма представляет собой образ ваших восприятий в данный момент времени. Образы могут получиться разными в разное время.

Построение

1) Тема потокограммы

2) Составление списка потока сознания. Поток свободных ассоциаций: аспекты, идеи, образы, факторы и т.п.

3) Пройтись по элементам списка, присваивая каждому из них букву алфавита

4) Построение потоков. Рассматривая элементы списка по одному, вы определяете, к какому другому элементу "перетекает" этот конкретный элемент.

5) Построение потокограммы

 

Анализ

·         Коллекторы

·         Стабильные петли

·         Связующие звенья

 

 

 

 

Hosted by uCoz