Аткинсон. Память и уход  за ней

 На главную

 

Восприятие впечатлений

Феноменальная память

Тренировка восприятия зрительных ощущений

Упражнения для развития слуха

Процесс повторения

Ассоциирование

Общие принципы относительно впечатлений

Система накопления

 

Восприятие впечатлений

Нетрудно понять, что при уходе за памятью приобретение ясных и отчетливых  впечатлений — очень важное условие. Если нечего припоминать, то память  бесполезна. Если вы вспомните наше описание духовной кладовой с различными  предметами всех размеров, форм и цветов, вы легко поймете важность обладания  психическими предметами такого размера, формы и цвета, чтобы их легко было  найти, когда нужно.

 

Органы чувств не только должны быть приучены к быстрому и легкому восприятию  впечатлений, чтобы их легко было вызывать, но надо приучить и разум направлять  внимание и интерес на свою работу, чтобы при случае можно было вспомнить  мыслительный и психический процесс. Приобретение впечатлений часто идет двумя  или более путями. Например, при чтении напечатанного глаза воспринимают  впечатление от слов, изречений, страниц, между тем как одновременно другие части  нашего разума воспринимают впечатление от мыслей и мнений автора, мыслей и идей  читателя; заключение получится читателем от переработки и ассимиляции  рассуждений автора и от сопоставления их с познаниями, сведениями и мнениями,  находящимися уже в его памяти. Все эти впечатления могут быть вызваны памятью  соответственно степени развития ее в отдельных личностях.

 

Совершенствование внимания и интереса давало удивительные результаты, и каждый  может приобрести это искусство, так что будет удивлен сам и поразит окружающих. Роберт Удэн, знаменитый французский маг, лучшие фокусы которого зависели  исключительно от его быстрой и точной наблюдательности и внимания, развивал  последние, так же как и память, годами усидчивых упражнений. Говорят, в свои  юношеские годы он быстро проходил мимо какого-нибудь магазина, поспешно и зорко  заглядывая в окно, а затем отворачивался. Спустя несколько шагов он  останавливался, стараясь припомнить и описать возможно большее число виденных  предметов. Он нашел, что постоянная практика настолько увеличила остроту его  внимания, что он с каждым днем запоминал все большее и большее число предметов,  выставленных в витрине; таким образом он непрестанно развивал те части разума,  которые сохраняли и снова вызывали впечатления. Говорят, что впоследствии он мог  пробежать мимо громадной витрины с выставленными мелкими предметами и получить  такое полное, ясное и сильное впечатление, что несколько часов спустя он почти  безошибочно описывал любой предмет. Благодаря этой способности Удэн сделался  тем, чем был и чем составил себе состояние. Его память стала как бы  фотографической пластинкой, запечатлевающей подряд все как есть, так что ему  оставалось лишь вызвать впечатление и называть предметы, стоящие перед его  душевными очами.

 

Подобный же случай описывается и Р. Киплингом в его прелестном рассказе «Ким»:  старый учитель Лурган Саиб готовил мальчика к тайному служению, где быстрое и  ясное запоминание предметов было равносильно успеху и, следовательно, жизни.  Старик вынул из ящика горсть драгоценных украшений и приказал Киму смотреть на  них сколько он желает, чтобы постараться затем припомнить их. Здесь же был и  другой туземец-мальчик, уже подготовлявшийся некоторое время таким образом. Ким  нагнулся над подносом и стал смотреть на пятнадцать разложенных на нем  драгоценностей. Он думал, что это легко. Затем поднос закрыли и туземец-мальчик  быстро записал все, что запомнил. «Под бумагой лежат пять синих камней, один  большой, один меньше, и три маленьких,— поспешно сказал Ким.— Затем там четыре  зеленых камня, один из них пробуравлен; прозрачный желтый камень и один, схожий  с чубуком. Два красных камня и... и... я насчитал пятнадцать, но два забыл.  Дайте вспомнить! Да, там был маленький коричневый предмет из слоновой кости и...  дайте подумать!» Но дальше дело не шло. «Слушай мой отчет,— сказал маленький  туземец,— во-первых, там было два надтреснутых сапфира, весящих четыре и два  карата, насколько я могу судить. Четырехкаратный сапфир заострен. Затем  туркестанская бирюза, испещренная зелеными жилками, с двумя надписями — одна  золотом, с именем Бога, другая, вокруг камня — стерта, так как он вынут из  старого кольца. Вот пять синих камней; затем идут четыре блестящих изумруда,  один просверлен в двух местах, а другой покрыт мелкой резьбой». «Их вес,—  спокойно сказал Лурган Саиб,— три, пять и четыре карата». «Кусок зеленоватого  старого янтаря и дешевый обломок европейского топаза,—продолжал  мальчик-туземец.— Один бирманский рубин весом пять карат, без изъяна.  Шарообразный, попорченный рубин в два карата. Резная слоновая кость из Китая,  изображающая крысу, сосущую яйцо. И, наконец, величиной с боб кристальный шар,  вделанный в золото». Ким почувствовал себя очень униженным превосходством  маленького туземца. «Как же ты это сделал? — спросил он. «Делая одно и то же  несколько раз, пока не добился полного успеха». Я советую вам прочесть эту  книгу, в ней много полезного, и посмотреть, как Ким воспользовался уроками  старого учителя. Это упражнение, очень точно изложенное в великолепном описании  Киплинга, очень любимо на Востоке, где оно практикуется в совершенстве многими,  как практиковалось и Удэном. Многие из вас могут сделать тоже самое, если вы не  пожалеете труда и времени для приобретения навыка.

 

Феноменальная память

Говорят, что какой-то знаменитый художник при первом сеансе часто попросту  смотрел с час на оригинал, а потом отпускал его, говоря, что тому возвращаться  уже не надо. Затем он месяцами писал портрет без всяких сеансов, глядя лишь по  временам на пустой стул, где раньше сидел оригинал, и перенося его черты на  полотно. Он говорил, что в действительности видел оригинал на стуле; вероятно  впечатление глубоко врезалось в его память. Понятно, это пример исключительный,  но и другие художники развивали в себе ту же способность, хотя и не в такой  удивительной степени. У китайцев отдельные буквы или значки для каждого слова, и  китайский ученик накапливает большой запас таких знаков в своей памяти,  нисколько не затрудняясь этим. Наши дети проделывают то же самое, хотя и в  меньшем размере, в виду новой системы обучения чтению. Учившись читать, мы  начинали читать слова по слогам и употребляли много времени, чтобы разобрать  слово «Константинополь»; теперь же наши дети мысленно запоминают длину или общий  вид слова вместо отдельных букв или слогов, и для них прочитать  «Константинополь» столь же легко как и «кот», хотя по слогам прочесть одинаково  трудно и «кот» и «Константинополь».

 

Те же результаты достигаются и музыкантами; многие из них имели способность  воспроизводить страницу за страницей слышанной ими раз или два музыки. Какой-то  знаменитый композитор еще ребенком слышал в одном монастыре знаменитую мессу,  подлинник которой хранился монахами в секрете. Придя домой, он записал всю  мессу, не сделав ни одной ошибки. Монахи простили его, восхитившись удивительным  его даром. Менее крупные музыкальные дарования не редки. И не одна способность  памяти делает это возможным, но также и развитая способность слышать и видеть  ясно и отчетливо.

 

Некоторые евреи могут наизусть с любого места повторять весь талмуд, который уже  сам по себе целая библиотека. Лаланд написал рассказ, где говорится об одном  индусе, не понимавшем ни слова по-английски, но когда ему прочли пятьдесят строк  «Потерянного Рая», он повторил их с поразительной точностью, затем проговорил их  наоборот. В былые времена при дороговизне книг люди зависели исключительно от  своей памяти и многие развивали ее, отнюдь не считаемую чудесной, но самой  обыкновенной вещью, присущей каждому изучающему что-либо. В XIII и XIV веках  студенты тысячами шли в университеты. Книги были редки и дороги, и преобладал  старый обычай заучивать наизусть целые сочинения. Шлиман в своем «Ilios»  говорит, что его память была плоха, но он так усовершенствовал ее с помощью  непреклонной воли и упорного труда, что в конце концов, стал изучать всякий  новый язык через каждые полгода настолько, что в совершенстве говорил и писал на  нем. И все это в то время, когда был занят торговым предприятием.

 

Японские дети по крайней мере в течение двух лет изучают простые значки или  буквы раньше, чем начнут читать. Это труднее всего того, что делается в школах и  достигается исключительно упражнениями памяти. И такая практика есть причина  изумительной памяти японцев. Один из их писателей, Хирита Атсутона, написал  громадное исследование о мифах и легендах своей страны; говорят, будто первые  три тома самого исследования и некоторые тома введения он составил, не  заглядывая ни в одну из книг, где раньше черпал свои сведения.

 

Гротиус и Паскаль, как говорят, никогда не забывали того, что говорили или о чем  думали хотя бы раз. Кардинал Меццо-Фанти, владевший будто бы сотней различных  языков, утверждал, что никогда не забывал раз выученного слова. Есть рассказ про  одного старого сельского могильщика, помнившего день каждого погребения на своем  кладбище за тридцать пять лет, возраст умершего и имена присутствовавших на  похоронах.

 

Сенека мог повторять две тысячи отдельных слов, слышав их только раз, в таком же  порядке, как они были произнесены, просто благодаря своей природной памяти. Друг  его Порций Латий никогда не забывал речей, произнесенных им, память его  удерживала каждое слово. Кинес, посол царя Пирра в Риме, в один день так хорошо  изучил имена собравшихся, что на следующий день мог приветствовать сенаторов и  народ, называя каждого по имени. Плиний говорит, что Пирр знал имя каждого  своего солдата. Франциск Луарийский мог прочитать наизусть все сочинения Святого  Августина, приводя тексты и указывая страницу и строку этих текстов. Фемистокл  знал имена всех 20 000 граждан Афин. Муреций говорит про одного молодого  корсиканца, могущего повторять в прямом и обратном порядке 36 000  несогласующихся слов, слышав их раз. Он говорил, что способен и на большее, но  читавшие ему уставали. К этому корсиканцу пришел как-то молодой человек с плохой  памятью. Корсиканец занялся с ним с таким успехом, что ученик через одну или две  недели был в состоянии повторить 500 слов в прямом и обратном порядке. Меглиабаци, великий флорентийский библиофил, обладал замечательной памятью в  отношении книг и рукописей. Он знал место, полку и номер каждой книги в своей  собственной громадной библиотеке и в других известных библиотеках. Однажды  великий герцог Тосканский спросил его, где ему можно найти экземпляр одной  известной редкой книги; он ответил, что существует только один экземпляр,  который находится в «библиотеке великого патриарха в Константинополе, на седьмой  полке третьего шкафа, направо от входа». Иосиф Скалиджер выучил наизусть  «Илиаду» и «Одиссею» менее чем за месяц, а за три месяца изучил всех греческих  поэтов. Рассказывают; что этот человек часто жаловался на свою слабую память.

 

Тренировка восприятия зрительных ощущений

Упражнение 1

Одно из наиболее простых, но лучших упражнений для развития наблюдательности  состоит в умении «видеть» обыденные вещи. Может быть, это и покажется легким, но  попробуйте, и вы убедитесь в обратном.

Поставьте перед собой какую-нибудь самую обыкновенную вещь (лучше яркого цвета,  потому что таковой легче запомнить). Положим, что это будет книга, яблоко или  чернильница. Смотрите спокойно на нее в продолжение некоторого времени, но  внимательно и разумно, стараясь запечатлеть ее в своей памяти. Затем закройте  глаза и попытайтесь припомнить эту вещь с наивозможной точностью. Постарайтесь  припомнить ее размер, подробности и запечатлейте все это в своем мозгу. Затем  откройте глаза, взгляните еще раз на вещь и посмотрите, чего еще не хватает  вашему умственному образу. Внимательно отметьте эти опущенные подробности, потом  снова закройте глаза и постарайтесь усовершенствовать изображение; снова  смотрите на вещь и продолжайте таким образом до тех пор, пока вам не удастся  составить вполне ясный умственный образ данной вещи во всех подробностях.  Небольшая практика даст вам удивительный навык в подобных упражнениях: она  вознаградит вас вполне за труд и подготовит к дальнейшей работе.

 

Упражнение 2

Вполне овладев первым упражнением, возьмите один из изученных вами предметов и,  получив точное умственное изображение его, постарайтесь нарисовать его форму и  детали. Не страшитесь тем, что вы не художник. Я не хочу пытаться сделать из вас  его, но хочу только развить вашу наблюдательность и способность запоминать  увиденное вами. Для первого раза задайте себе что-нибудь легкое, и вы вряд ли  разочаруетесь. Успешность ваших рисунков будет зависеть не от художественного  дарования, но от подробностей, которые вы запомнили и нанесли на бумагу.

Изумительно, как эти два упражнения развивают наблюдательность и способность  запоминать. Через короткое время вы будете способны взглянуть на вещь только  раз, а затем сделать набросок со всеми главными деталями. Конечно, для вас понятно, что вам должен служить моделью не самый предмет, но  его умственное изображение. Заметив все подробности предмета, взгляните на него  вторично и посмотрите, не забыли ли что-нибудь; словом, поступайте как в первом  упражнении. В обоих упражнениях почаще меняйте предмет наблюдения, потому что  это способствует успеху и даст отдых уму.

 

Упражнение 3

Начинайте с рассмотрения деталей, а не с запоминания общего вида предмета.  Говорят, что разумное наблюдение — наиболее трудное искусство. Не старайтесь  «воспринять» весь предмет целиком с первого взгляда. Это дело последующих  опытов, по достижении вами уже некоторого развития. Воспринимайте отдельные  подробности предмета, запечатлевайте их в своем уме, затем приступайте к  следующим подробностям и т.д.

 

Например, возьмите лицо. Нет ничего досаднее, как забывать лица встречаемых нами  людей, и многие обязаны своей неудачей лишь недостатку наблюдательности в этом  направлении. Ошибка многих из нас заключается в том, что мы пытались запомнить  лицо в целом, но не в деталях. Начните упражняться на ваших знакомых, затем  переходите на посторонних, ив скором времени вы удивитесь легкости, с которой  запоминаете подробности в наружности других. Внимательно рассмотрите нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму  головы и т.д. Вы увидите, что вам легко будет припомнить нос у одного, глаза у  другого, подбородок у третьего и т.д.

 

Раньше, чем приступить к этому, сядьте и попробуйте описать наружность кого-либо  из ваших самых близких знакомых. Вы будете удивлены неясностью вашего  представления. Вы ни разу хорошенько подробно не всматривались в них. Если это  так, как можете вы надеяться припомнить посторонние лица? Начните с рассмотрения  каждого встречного и со старательного изучения внешности, а затем берите  карандаш и постарайтесь на словах описать наружность. Это упражнение очень  интересно, и с первых же слогов вы заметите быстрое улучшение. Подобным же упражнением является детальное наблюдение зданий. Сначала  постарайтесь описать какое-нибудь здание, мимо которого вы ходите ежедневно. Вы  сможете составить себе отдаленное понятие его общего вида, формы, цвета и т.п.  Но что касается числа окон в каждом этаже, местонахождения и размера дверей,  формы крыши, ворот, труб, карнизов, украшений и т.д., то вы увидите, что не в  состоянии дать себе в этом ясного отчета. Вам будет казаться, что вы никогда в  действительности не видели дома, не так ли? Вы просто смотрели на него. Начните  же, приглядываясь к находящемуся на вашем пути зданию, воспроизводить позднее  мысленно его подробности и посмотрите, многое ли вы запомнили. На следующий день  займитесь этим же зданием и рассмотрите новые детали (а их будет не мало);  продолжайте таким образом, пока в вас не составится понятие о здании. Это очень  ценный способ для развития наблюдательности.

 

Упражнение 4

Мы упоминали о способе, которым готовили Кима. Наряду с этим мы рассказали об  обучении мальчиков-воров. Такому методу должен следовать и изучающий, которому  он принесет пользу и заинтересует, особенно, если вместе будут упражняться два  или три человека, потому что дружное соревнование пробуждает и обостряет  наблюдательность.

 

Следующий опыт заинтересует вас: положите на стол по крайней мере семь вещиц и  покройте их платком. Снимите платок, сосчитайте до десяти, затем, опять закрыв  вещи, попросите участвующих в этой игре как можно полнее описать на бумаге  виденные предметы. Присутствующих можно подводить к столу поодиночке и давать им  записывать впечатления в другом конце комнаты. Со временем число лежащих на  столе предметов может быть доведено до пятнадцати. Удивительно, какого искусства  в наблюдении достигают таким образом некоторые лица. Рассказ о Киме и данной ему  работе хотя и вымысел, но все-таки, наверное, основан на каком-нибудь  действительном факте, известном Киплингу, так как подобные упражнения очень  обычны в Индии, где таким образом практикуются йоги. Но развитые этим методом  способности могут применяться не только к подобным забавам, но они обостряют  наблюдательность так, что вы без труда будете видеть много такого, чего другие  не заметят, и тем получите значительную подмогу в делах.

 

К этому разряду упражнений можно отнести и упражнение Удэна, проходившего мимо  витрин, а затем припоминавшего выставленные предметы. Мы уже говорили об этом в  одной из предыдущих глав. Эти упражнения можно применять как разновидность  одного из вышеозначенных. Оно разнообразит работу и способствует развитию  наблюдательности и сосредоточения в то время, как наблюдатель бывает окружен  посторонними звуками и зрелищами. Многие другие упражнения такого же рода придут  на ум изучающему по мере его развития, он найдет занятие крайне увлекательным,  как только приобретет «навык» в делах такого рода.

 

Упражнение 5

Я видел в деревне игру, которая является прекрасным средством для развития  наблюдательности. Она несколько отличается от указанных выше упражнений в том  смысле, что предметы меняются, и надо быстро сосредоточить на них внимание,  чтобы получить ясное впечатление. Дело вот в чем: кто-нибудь должен встать за  ширму или занавес и на одну секунду показать оттуда какой-нибудь предмет стоящим  по другую сторону. Развившие способность быстро схватывать, смогут описать  предмет удивительно ясно и подробно. Можно одновременно показывать несколько  вещей после того, как упражняющиеся достаточно напрактиковались.

 

Упражнение 6

Упражняющемуся показывают кость домино и просят его назвать число очков не  считая, сразу. Потом кладут две кости и т.д. После небольшой практики всякий  сможет мгновенно назвать общее число очков. Более легкая разновидность этого  упражнения состоит в том, что быстро проводят перед глазами упражняющегося карту  и просят его сказать ее масть и название. Сначала следует действовать медленно,  увеличивая скорость постепенно, до тех пор, пока для упражняющегося достаточно  будет бросить беглый взгляд на карту.

 

Упражнение 7

Многие лица могут схватывать содержание статьи с одного взгляда. Занятые люди, по необходимости просматривающие газеты, обладают такой способностью; мужчины и  женщины, занимающиеся журналистикой, часто бывают способны схватить смысл  статьи, лишь взглянув на последнюю. Рецензенты также обладают этой способностью.  (На самом же деле, судя по содержанию некоторых рецензий, рецензенты совершенно  не заглядывают в книгу). Писатель в своей издательской деятельности должен  «пробегать» ежемесячно массу статей. Вначале это берет много времени, но затем  тот же результат получается и при быстром просмотре и суммировании содержания  лишь по мимолетному взгляду, потому что интересная статья узнается уже при  быстром просматривании.

 

Все дело в практике. Профессор Портер, говорят, мог прочесть с одного взгляда  почти половину книжной страницы. Начните с прочтения одним взглядом нескольких  слов, затем целых фраз, отрывков и т.п. При развитии психических способностей  следует поступать, как поступают при развитии мускулов — сначала развиваем один  мускул, затем доходим последовательно до целой группы мускулов.

 

Упражнение 8

Очень полезно составлять в уме описание комнаты и ее обстановки. Многие женщины  делают это без всяких предварительных упражнений, наблюдательность мужчин в этом  направлении не велика и они нуждаются в развитии ее. Если вы мужчина и читаете  эту книгу с женщиной, она опередит вас в этом и многих других упражнениях.  Многие женщины, по-видимому, «видят» всякую интересующую их вещь и многие из них  никогда не забывают увиденного.

 

Войдите в комнату и произведите быстрый осмотр ее обстановки, стараясь  заполучить хорошую психическую фотографию наибольшего числа предметов, размер  комнаты, высоту, цвет обоев, число окон и дверей, стульев, столов, ковров,  картин и пр. Затем уйдите из комнаты и, записав виденное, сравните запись с  оригиналом. Повторяйте, пока не добьетесь совершенного результата. С такой  практикой вы в состоянии будете точно описать любое посещаемое вами место не  затрудняясь нисколько, потому что ваша способность наблюдать автоматически  заносит впечатления, будучи подвергнута вышеуказанной тренировке.

 

Упражнение 9

Вечером следует сделать обзор ваших дневных занятий и постараться припомнить и  записать вещи и лица, с которыми вы встречались и которые вы видели. Вы  удивитесь незначительности того, что вы можете припомнить сначала, и количеству  того, что будете помнить после небольшой практики. Это не только искусство  припоминать, но и искусство наблюдать. Ваша предсознательная область мышления  поймет необходимость ясно замечать предметы и ставить их на должное место.

 

Упражнения для развития слуха

Ниже мы приведем несколько упражнений для развития слуха. Их цель — служить  указанием упражняющемуся, который уже сам может изобрести по этому образцу  другие.

 

Упражнение 1

При прохождении по улице старайтесь схватить и удержать на несколько мгновений  отрывок разговора прохожих, услышанный вами. Вы будете удивлены количеству и  разнообразию несогласованных между собой фраз, которые вы услышите и удержите в  памяти после короткой практики. Все это — последствие внимания и интереса.  Конечно, это упражнение ценно только для практики, потому что улавливаемые фразы  едва ли будут иметь значение сами по себе, разве только, если вы не чужды  человеческих слабостей.

 

Упражнение 2

Старайтесь различать голоса встречаемых людей и вспомнить голос, когда опять его услышите. Каждый человек имеет особый голос и очень интересно изучать различные  типы голосов и их характерные черты. Вы заметите, что у каждого человека своя,  присущая ему манера произносить и делать ударение на некоторых словах, вы также  заметите, что люди различных стран и разных частей одной и той же страны  обладают различной интонацией или особенностями произношения. Я знал людей,  много путешествовавших, которые были в состоянии безошибочно определить, из  какой части страны тот или другой человек, услышав его голос. Кроме того и  характер человека часто отражается на его голосе, и изучающий этот вопрос сможет  составить очень хорошее представление о духовном облике говорящего. Я советую  вам посвятить немного времени и внимания этому предмету в свободные минуты.

 

Упражнение 3

Очень интересно стоять на месте, где нельзя видеть говорящих, и стараться  различить их голоса и сопоставить их с лицами. Я слышал об игре, где несколько  лиц садятся за занавеску или ширму и произносят некоторые слова, заставляя  угадывать свои голоса. Находящиеся по другую сторону ширмы стараются угадать  говорящих; говорят, что последствия бывают забавны, так как многие затрудняются  различить голоса своих родных и лучших друзей, между тем как другие,  внимательнее относящиеся к голосам, могут угадывать владельца каждого голоса.

 

Упражнение 4

Мне была известна одна молодая женщина, служившая в громадном предприятии; она  могла различить самую незначительную разницу в звуке шагов каждого, занятого в  помещениях вдоль того же длинного коридора, как и она. Она уверяла, что каждая  походка имеет свои характерные особенности и доходила даже до утверждения, что  характер идущего обнаруживается в его поступи, звуке, происходящем от  прикосновения ноги к полу. Для желающего изучать характеры и в тоже время  развивать свой слух представляется обширная область.

 

Упражнение 5

Очень полезное упражнение будет и в том, если прослушать несложную музыкальную  вещицу или простую мелодию, а потом пропеть иди просвистеть ее. Как ни просто  это кажется, но оно сильно помогает развитию слуха и разовьет попутно внимание к  звукам. Желающие попробовать найдут, что у них развивается новый интерес к  мелодиям, и будут наслаждаться музыкой лучше, чем прежде.

 

Упражнение 6

Посещайте всевозможные лекции, проповеди т.п. и, относясь с наибольшим вниманием  к каждой, старайтесь повторить затем все, что вы запомнили. Перечитывайте речи,  разбирайте их и повторяйте возможно больше сказанных фраз. Это не только  способствует развитию слуховых восприятий и памяти, но и один из наилучших  способов стать умелым оратором. Студенты, долго посещающие любимого профессора,  постепенно приобретают более или менее его стиль речи, а слушание хороших  ораторов разовьет попутно с памятью слушателя и свободу выражения, значительно  превышающую ту, которой он обладал раньше. Это особенно действенно, если ученик  будет повторять изречения и выражения, слышанные им. Если упражняться в  запоминании отрывков речей хороших ораторов и повторении возможно точнее не  только слов, но и выражений, то он найдет, что развивает в себе силу выражений и  суждений, которые принесут ему впоследствии пользу.

 

Упражнение 7

Наилучший способ упражнять память в удержании и припоминании слышанного — это  тот, который распространен у индусов и других народов в деле передачи их  священных и философских учений, способ, которого мы уже касались раньше. Ключ к  секрету этого чудесного метода состоит в начинании самого малого, постепенном  прибавлении и частом повторении. В других главах этой книги мы подробно разберем  эту систему в связи с практикой запоминания печатных страниц и т.д., в этой же  главе мы только отчасти коснемся ее. Индусские учителя начинают с повторения  ученику одной строчки из Вед. Последний основательно запоминает строчку,  запечатлевая в своем уме слова и их значения, т.е. он видит каждое слово  строчки, как будто оно стоит перед ним. Он может повторить строчку с начала и с  конца, и знает место каждого слова. На следующий день он заучивает другую  строку, после чего повторяет и первую, произнося ее вместе со второй, и  соединяет их таким образом в своей памяти. На третий день прибавляется третья с  повторением первых двух и присоединением третьей, и т.д. ежедневно по строчке.  Повторение, конечно, очень важно, потому что заставляет ученика пересматривать  выученное и углублять с каждым разом впечатление. Такие частые повторения служат  также и для сглаживания строчек, потому что каждая строчка скрепляется с  предшествующей и последующей, а все вместе кажется выученным одновременно, что  придаст полноту составному впечатлению. Позже ученик может заучивать по две  строки в день, затем по три и т.д., пока не приобретет невероятную способность.  Но индусские ученые предостерегают от преждевременного заучивания слишком  большого числа строк в день, потому что память должна приучаться к работе  постепенно.

Изучающему этот труд и желающему развиваться в таком направлении, мы  посоветовали бы попросить кого-нибудь читать ему ежедневно по строчке и  повторять эту строчку, пока она окончательно не закрепится в его памяти. На  следующий день ваш помощник должен заставить вас повторить первую строчку и  выучить вторую, а затем повторить обе сразу. Лучше начать со строчки  какого-нибудь стихотворения. Прослушав строчку один раз, постарайтесь повторить  ее. Если не можете повторить ясно и полно, прослушайте еще раз и т.д., пока не  будете знать ее основательно. Затем повторите несколько раз, пока не убедитесь,  что знаете ее, и постарайтесь сказать ее в обратном порядке. Если вы настолько  запечатлели ее в памяти, что как бы видите перед собой слова, вам это не  покажется трудным, раз вы приобретете навык. На второй день повторите выученную  строчку раньше, чем приняться за другую; выучив эту, повторите обе сразу. В  следующие дни прибавляйте ежедневно по строчке, имея в виду, что повторение —  наиболее важное условие. Думайте о значении слов, так же как и о словах самих по  себе, стараясь нарисовать умственную картину того, что описывается. Задаваться  слишком многим зараз не следует. Строчка в день даст вам в скором времени  материал, повторение которого будет не очень затруднять вас. Не следует  относиться с пренебрежением к видимой простоте и легкости задачи. Это та же  система, по которой индусские ученики учатся запоминать книги, равные по объему  Библии. Постепенно, постоянным повторением они приобретают это искусство.

 

Процесс повторения

Я хочу обратить ваше внимание на одно важное обстоятельство, касающееся  оживления впечатлений, и на вытекающее отсюда усиление первичных впечатлений  путем частого оживления их. Вполне ясно, что суть всей силы процесса заключается  в сознательном оживлении первичного впечатления, задерживании его в поле  сознания при помощи внимания и отсылки обратно в хранилище предсознания  подкрепленным новым количеством сосредоточенного в нем внимания. Сознательное  оживление предшествующего впечатления вместе с новой долей сосредоточенного на  нем внимания гораздо ценнее продолжительного рассматривания самого предмета,  дающего это впечатление. Конечно, созерцать предмет несколько раз хорошо потому,  что это открывает подробности, которые не были включены в первое впечатление.

Ассоциирование

Итак, когда при виде какого-нибудь предмета вы припоминаете какое-нибудь прежнее  впечатление и таким образом ассоциируете его, старое впечатление делается частью  нового, так что разделить их уже трудно. В нашей памяти масса неиспользованного,  без дела лежащего материала, который мог бы принести нам большую пользу, если бы  представился случай ассоциировать его. Мы иногда принимаемся за новый предмет  размышлений и ассоциируем и соединяем группы несвязанных фактов, лежавших до сих  пор без употребления в нашем психическом хранилище. Припоминание всегда  сопровождается усилием воли найти цепь ассоциаций, которую мы желаем припомнить.

 

Процесс этот, может быть, займет лишь долю секунды, так как ум работает быстро и  цепь ассоциаций образуется скоро. Но часто проходит значительное время, прежде  чем мы припомним желаемое: иногда же мы должны признать, что не в состоянии  вызвать впечатление, хотя бывает и так, что предсознание, получив приказание,  продолжает работать и вносить впечатление в область сознания, когда мы уже и  забыли о желании вызвать его.

 

Припоминая впечатление, часто случается припоминать обстоятельства и место  восприятия желаемого впечатления или то, что было до или непосредственно после  припоминаемого. Разум инстинктивно напрягает все силы, чтобы закончить серию  вызываемых впечатлений.

 

Общие принципы относительно впечатлений

Следующие принципы дадут вам общее понятие о законах, управляющих восприятием,  сохранением и оживлением впечатлений, полученных памятью. Для изучающего,  вероятно, они будут интересными и помогут ему запечатлеть в уме законы,  управляющие психическими процессами, известными нам под названием памяти. Много  из того, что говорится в этой главе, изложено другими словами в других частях  этой книги, но мы думаем, что будет уместным соединить все это в одной главе,  чтобы изучающий мог более быстро ассоциировать один принцип с другим, близким  ему.

 

Принцип I. Пользуйтесь сосредоточением так, чтобы получалось впечатление,  достаточно интенсивное для быстроты последующего его оживления. Как уже было объяснено нами в предшествовавших главах, необходимо, чтобы ум был  прямо направлен на предмет, впечатление которого мы желаем сохранить в памяти,  таким образом, чтобы иметь возможность припомнить его с наименьшим усилием.  Вообще говоря, сила впечатления прямо пропорциональна количеству интереса и  внимания, уделенного предмету. Соответственно этому крайне важно развивать  практикой внимание и интерес, чтобы иметь способность сохранять отчетливое  впечатление. Поступая так, мы постепенно приобретаем хорошую память.

 

Принцип II. Заносить в память первое впечатление следует точно. Очень многое зависит от остроты первого впечатления. Первичное впечатление есть  основание, на котором возводятся все последующие, и если оно не отчетливо, то  очень трудно исправить небрежность впоследствии, потому что при этом должно быть  вычеркивание первоначального впечатления и восстановление нового первичного, так  как иначе в памяти будет полный беспорядок. Поэтому при получении первого  впечатления от какого-нибудь предмета вам следует сосредоточить на нем возможно  большее внимание и интерес.

 

Принцип III. Включать во впечатление слишком много подробностей сразу не  следует. При сохранении этого принципа, изучающий избегает лишней работы и потери  энергии. Лучший способ — наметить сначала главные черты предмета, затем  присоединять к ним следующие, менее крупные подробности; потом переходить к еще  менее важным и закончить сравнительно незначительными деталями. При составлении  общего понятия предмета, подлежащего изучению, некоторые из подробностей будут  более ясно выделяться. Сначала следует изучать предмет в главных его чертах,  затем переходить к второстепенным, которые выступят более резко по изучении  главных и т.д., пока не изучится весь предмет во всех его подробностях. Таким  образом получится полное представление о предмете с самого его «основания», так  что вам будет вполне легко припомнить любую из его частей и в то же время вы  будете сознавать отношение последней к каждой из остальных. Это единственный разумный способ изучения. Следуя этому методу, вы будете  рассматривать изучаемый предмет как дерево. Начните с основания, мысленно  представляя его стволом, затем принимайтесь за более толстые сучья, затем за  ветви и, наконец, за прутики. Начиная изучение нового предмета, лучше прочесть  сначала наиболее элементарное руководство поданному вопросу; изучив его,  принимайтесь за более серьезное и т.д. Многие ошибаются, читая сперва наиболее  сложное руководство, последствия обыкновенно таковы, что они не знают вопроса  подробно, а имеют лишь смутное понятие о целом. Многие преподаватели советуют старательное изучение  вопроса по какому-нибудь энциклопедическому словарю, раньше чем приняться хотя  бы за самую элементарную книгу. По закону природы мы прежде «ползаем», а затем  уже начинаем «ходить». Закон этот распространяется и на процессы изучения и  запоминания.

 

Принцип IV. Часто оживляя впечатление, вы увеличиваете его интенсивность. Весь вопрос ухода за памятью в такой степени зависит от этого принципа, что при  устранении его рушилось бы все здание. Помните, что говорится о сознательном  оживлении первичного впечатления, а не о получении повторного. Этим способом  впечатление делается не только интенсивнее, но и воля привыкает к  вспомогательной деятельности, и через короткое время оживление впечатления  делается автоматическим; постоянным оживлением впечатление все сильнее  закрепляется в памяти и оживляется с меньшей затратой сил. Следуя первым трем  принципам, вы получите впечатления со значительной степенью ясности, а  последовательной практикой и оживлением вы добьетесь удивительно глубокого и  длительного впечатления наблюдаемого предмета. Один из передовых писателей по  этому вопросу иллюстрирует этот принцип встречей одного человека с незнакомым  лицом, с которым проведет целый вечер, не будучи в состоянии узнать его  несколько дней спустя. Писатель обращает наше внимание на то, что если  постороннее лицо видеть только по пять минут в течение четырех недель, то его  легче узнать потом, так как это повторное впечатленье крепко запечатлеется в его  уме.

 

Принцип V. При желании оживить какое-нибудь впечатление не следует прибегать к  самому предмету, так как при этом получается наиболее длительная интенсивность. Мы касались этого принципа в главе о зрительных восприятиях. Суть здесь та, что  впечатление должно оживляться без посредства самого оригинала, а лишь мысленно  постольку, поскольку это возможно. Конечно, вы можете найти, что не знаете  некоторых подробностей; тогда необходимо вернуться к предмету и пополнить  впечатление, но все-таки сперва следует стараться припомнить то, что было уже  замечено, и таким образом придать впечатлению большую интенсивность. Постепенно  запоминаемые подробности нужно припоминать точно таким же путем, вследствие чего  каждое следующее оживление впечатления будет заключать в себе больше  подробностей и будет более полное. Если вы будете смотреть на предмет ежедневно  в течение месяца, вы не будете знать о нем даже и половины того, если бы вы  старательно изучали его в первое время и, пытаясь потом мысленно воспроизводить  его или в воображении, или же на бумаге при помощи карандаша, следовали бы  такому способу действия ежедневно в течение недели, подмечая с каждым разом  новые подробности. Таким образом обзор второго дня доставил бы подробности,  которые не произведи достаточно интенсивного впечатления накануне, но которые  присоединяются при достаточно внимательном наблюдении к впечатлению первого дня.  «Не прослушанный урок быстро забывается».

 

Принцип VI. Лучше стараться оживить первое впечатление предмета, чем пытаться  получить новое.

Этот принцип вполне сходен с предшествующим; он учит, что нам должно больше  полагаться на свою память, чем обращаться к предмету, как только найдем, что не  можем достаточно быстро припомнить подробности. Пользуйтесь памятью, через что  укрепите ее, вместо того, чтобы пользоваться ею только тогда, когда к этому  принуждает отсутствие самого предмета. Поступать иначе — это все равно, что  списать таблицу умножения, чтобы она всегда была под рукой, когда нам нужно  перемножить пару чисел, так как это легче, чем упражнять память. Если мы зависим  от новополученного впечатления, а не от оживления старого, мы никогда не  научимся ничему хорошенько, и постоянно будем принуждены снова и снова учить наш  урок.

 

Принцип VII. Начиная в первый раз изучать что-либо и не имея еще первичного  впечатления, полезно думать об аналогичном впечатлении, чтобы установить  умственную ассоциацию.

В некоторой степени этим принципом облегчается получение впечатлений от нового  предмета, потому что, сопоставляя последний с чем-нибудь уже известным, вы  имеете преимущество ассоциации и выгоду связи нового впечатления с другим,  запечатленным в вашем уме. Это то же, что и просматривание новой подробности  предмета и введение ее в следующее оживленное впечатление, через что  приобретается преимущество первичного сильного впечатления и появляется как бы  гвоздь, на который можно привесить новое впечатление. Если вы встречаетесь с  человеком, у которого фамилия Томсон и находите трудным запомнить его фамилию,  то полезно думать, что этот человек носит то же имя, что и ваш близкий друг, у  которого тоже фамилия Томсон, чего вы никогда не забываете. Таким образом два  человека и их фамилии связаны в вашей памяти, и вам будет очень легко вспомнить  фамилию нового знакомого, составив такую ассоциацию. При изучении нового  предмета следует стараться сопоставить его с предметом, уже для всех известным и  наиболее близко с ним ассоциированным. Если вы можете связать предмет с  чем-нибудь ему подобным, в вашем уме новый предмет станет частью старого, и вы  никогда уже не будете с ним обращаться, как с новым пришельцем. Разум,  по-видимому, консервативен и лучше обращается с новым знакомым, если его знает  какой-нибудь его старый знакомый.

 

Принцип VIII. Полезно бывает установить серию умственных ассоциаций так, чтобы  одно из впечатлений могло оживить следующее из той же серии и т.д.

 

Раз одна из частей одного и того же целого оживлена, разум очень быстро вызывает  и остальные части и, таким образом, образованная нами из некоторого числа  предметов цепь, каждое звено которой — часть одного целого, свободно будет  перебираться нами в том и другом направлении, независимо от того, с какого звена  мы начали. Полезно составлять из различных частей одного целого серию, размещая  эти части в возможно более логическом порядке. Новая часть, введенная  впоследствии на должное место, будет припоминаться так же легко, как и старые.  Действие ассоциации при припоминании удивительно. Для ребенка гораздо легче  запомнить букву Н, если он знает М, потому что он ассоциирует Н с последней. И  мы увидим, что наша память при ассоциировании предметов во многих отношениях  удивительно похожа на память ребенка, когда тот заучивает азбуку или таблицу  умножения. Если вы не в состоянии вспомнить что-либо в любой момент, самое  лучшее — иметь свободный конец нити, которую вы будете сматывать, пока не  наткнетесь на желаемое; это заставило бы среднего человека называть наугад улицы  в центре города, но если он начнет с первой, он назовет их по порядку без особых  затруднений. Точно так же для ученика легче назвать президентов Соединенных  Штатов или королей Англии, если он начнет с Вашингтона или  Вильгельма-Завоевателя. Но попросите его назвать их в разбивку, он запутается.  Мы находим, что вещи, которые лучше всего нами помнятся, соединены в нашей  памяти с чем-нибудь непосредственно предшествующим им или же следующим за ними,  т.е. так или иначе имеющим прямое отношение к припоминаемой вещи. При  составлении умственных серий всегда руководствуйтесь порядком азбуки или списка  президентов; закрепите хорошенько в своей памяти первый предмет, затем  переходите ко второму и т.д.

 

Принцип IX. При изучении или исследовании какого-либо предмета следует  пользоваться всеми своими способностями. Ценность этого принципа ясно будет видна, если мы вспомним, что каждая  способность дает вашему разуму отдельное впечатление, и когда мы пользуемся не  одной, а многими способностями при изучении предмета, мы получаем столько же  отдельных впечатлений, сколькими способностями мы пользовались. При старании  запомнить какое-нибудь название или число нам очень поможет, если мы напишем его  и изучим при посредстве зрения, так как при этом у вас получается абстрактное  впечатление предмета, впечатление звуковое и зрительное. При припоминании его  нам может помогать общее понятие его, его звук или впечатление от его названия,  написанного буквами. Многие декламаторы утверждают, что расположение некоторых  слов и фраз появляется перед их умственным взором, будто перед ними находится  страница, с которой они читают. Проповедники, пишущие свои проповеди и изучающие  их по рукописям, говорят, будто видят положение каждого параграфа и каждого  слова, которое они хотят произнести, каким оно являлось в рукописи. Публичные  ораторы подтверждают то же самое. Многие не могут запомнить названия, не повторив его несколько раз вслух. Много  примеров применения этого принципа представится вам, если вы будете заниматься  развитием памяти.

 

Принцип X. Слабые способности сильно улучшаются от упражнения их соответствующим  образом.

 

При затруднении припоминать впечатления, первоначально полученные путем  какой-либо слабой способности, полезно начать упражнять эту способность с той  целью, чтобы она была в состоянии заносить более сильные впечатления. Другие  главы этой книги укажут вам много методов и способов для такого упражнения. При  развитии известного количества способностей вы будете получать большее число  интенсивных впечатлений и найдете в силу этого более легким припоминать желаемую  вещь, потому что большая часть впечатлений усилилась и при желании может быть  вызвана с большей легкостью.

 

Принцип XI. Трудность при припоминании какого-либо впечатления преодолевается  старанием оживить впечатление, полученное одновременно с первым, или же  старанием припомнить какое-либо ассоциированное с ним понятие.

 

Пример применения этого принципа дает нам человек, который не в состоянии  припомнить имя. Несмотря на все старания, имя не попадает в область его  сознания. Тогда он начинает перебирать азбуку, медленно останавливаясь и  задумываясь над каждой буквой. Часто случается, что мысль о первой букве имени  приводит на память и самое имя. Начальная буква имени часто вспоминается яснее,  чем остальные, приходящие на ум лишь после того, как припомнилась первая. Если  этот способ не помогает, попробуйте другой, стараясь вспомнить самого человека,  его наружность, разговор, время и место, где вы вначале услышали его имя и т.д.,  а если это название предмета, применяйте то же правило и старайтесь припомнить  обстановку, свойства предмета и пр.

 

Принцип XII. При припоминании какого-нибудь впечатления следует подумать и о  какой-либо определенной вещи, связанной с ним, и пересмотреть другие, полученные  около того же времени впечатления. Это лучше, чем стараться припомнить его  неясно.

 

Если принцип XI применяется вами без заметного успеха и вы не можете припомнить  ни одного впечатления, полученного в то же время или ассоциированного с первым,  то вам следует стараться припомнить впечатление чего-либо связанного тем или  другим образом с припоминаемым предметом и, по возможности, обстоятельство, при  котором получено впечатление. Вообразите себя в положении и при обстоятельствах,  бывших при получении этого впечатления, и нередко через это у вас пробудится к  деятельности ход мыслей, который и вынесет в поле сознания желаемое впечатление.

 

Принцип XIII. Если первичное впечатление припоминается непроизвольно после  первой безуспешной попытки припомнить его произвольно, заметьте оживившее его  предшествовавшее впечатление для будущего пользования. Непроизвольное припоминание вещи, которую вначале разум отказывался припомнить,  является, конечно, усилием предсознательной его функции, но при внимательном  исследовании окажется, что оно вошло в поле сознания вслед за другой мыслью,  хотя связь между ними и незаметна на первый взгляд. Запоминая оживившее его  впечатление, т.е. то, которое вошло в поле сознания как раз перед ускользавшим  впечатлением, вы вернете его по желанию, несмотря на промежуток времени, который  пройдет после того, как слово снова забудется. Отметив же неясную связь, вы  откроете целое поле для мысли и у вас будет ключ к дальнейшему познанию  громадной области памяти.

 

Система накопления

Пусть изучающий выберет для запоминания что-либо интересное для себя или что  нравится ему. Любимая поэма при достаточной своей обширности — хороша. Подходит  хорошо, например, книга псалмов или сборник поговорок, для многих же более  легким является запоминать стихи Библии, чем стихотворения. Начинайте с одного  библейского стиха или одной строфы поэмы, при условии, что она будет иметь не  более 4-6 строк. Если она длиннее, разделите ее на части, каждая из которых  должна заключать указанное число строк. Заучите хорошенько отрывок, так чтобы  вам можно было быстро декламировать его и понимать все его части.

 

Учить следует  не только звук, но и печатный вид его; его главные слова, размещение их и значение; словом, учите его, на первый день этого будет достаточно. На следующий день нужно припомнить и повторить вслух вчерашний отрывок. Затем,  выучив тем же образом следующий, повторите оба отрывка вместе.

 

На третий день следует пересмотреть выученное и заучить мысленно третий и,  присоединив к первым, повторить их все вместе. Упражнение это следует продолжать в течение месяца, заучивая и прибавляя по  отрывку ежедневно и часто повторяя сразу все выученное. Никакое повторение не  будет слишком частым. Вся суть в повторении, и не следует уклоняться от этой  части работы. Постоянным прибавлением запоминаемых отрывков развивается  способность запоминать, тогда как постоянным повторением достигается развитие и  укрепление возможности легко припоминать. Приобрести хорошее, ясное умственное  впечатление не всегда просто и легко, но для вас является жизненной  необходимостью уметь помещать и выносить вещи, спрятанные в вашей умственной  кладовой. Это не только знакомит вас с отдельными предметами, выносимыми  ежедневно, но и развивает также «сноровку» находить в умственной кладовой и  выносить их, когда нужно, на свет.

 

Вначале, вероятно, вам придется часто прибегать к книге, чтобы прибавить  упущенное слово или строчку. Это не должно охлаждать вас, потому вы скоро  преодолеете это. Напрягать понапрасну память, чтобы припомнить ускользнувшую  строчку или слово не следует. Если нужно, обращайтесь как можно чаще к книге,  потому что это лучше, чем пропускать забытые слова или сомневаться в их  правильности. Не следует учить небрежно, но настойчиво, точно и безусловно  правильно. Настаивая на этом с самого начала, ум быстро приобретает эту  способность.

 

Не следует пропускать ни одного дня. Для вас гораздо более удобно будет  выучивать немного строк ежедневно, чем большее количество через известный  промежуток времени. Воля и память укрепляются правильными упражнениями и  практикой. Вся серия упражнений служит для развития и укрепления воли изучающих,  а приобретенная таким образом сила будет полезна и для другого рода работы. Со второго месяца начните заучивать две строфы в день, вместо одной. Продолжайте  заучивать по две строфы ежедневно весь второй месяц с повторением как раньше  выученных, так и выученных в первый месяц, пока не освоитесь совершенно с  системой двух строф. Вами обнаружится, что работа второго месяца по трудности не  отличается от первого. Две строфы усваиваются так же хорошо, как и одна. Вы  увидите, что ваша память опередила прирост работы, и вам уже легко заучивать три  или даже четыре строфы в день, но придерживайтесь двух и не пытайтесь идти  дальше. Успешность этой системы во многом зависит от того, что она по примеру  самой природы развивает изучающего постепенно. Надо помнить, что секрет  возрастания силы припоминания заключается только в повторении. С третьего месяца принимайтесь за три строфы, поступая как и раньше и увеличивая  ежедневно ваш запас с повторением того, что уже заучено. На четвертый месяц  учите по четыре строфы в день и т.д. Понятно, есть предел такому постоянному  приросту, о котором будет сказано немного ниже. Предел этот колеблется в  зависимости от индивидуальности изучающего, но и самые отсталые могут достичь  изумительного искусства при крайне небольшом усилии, следуя лишь методу  последовательного прогрессирования.

 

Если спустя несколько месяцев увеличение будет требовать больше времени, чем вы  можете ему посвятить, то оставьте дальнейшее заучивание и займитесь  исключительно повторением. Позднее, если у вас не будет времени даже повторять  всего, то разделите заученное на две половины, повторяя первую часть сегодня, а  вторую завтра.

 

Если спустя некоторое время заучивание новых строф будет утомлять, то хорошо на  время прекратить эту часть упражнения, но продолжать только повторение,  употребляя на него все время, назначенное на заучивание. Иногда та часть мозга,  которая работает над получением впечатлений, возмущается против естественного  труда, но зато другая часть его, припоминающая уже заученное, является ясной и  вполне готовой к работе.

 

Для изучающего будет видно, какой способ исполнения этой работы подходит к его  характеру. Он может разнообразить и улучшать предлагаемый нами план, но лишь при  условии — не упускать повторения. Прекратите изучение наизусть новых строф, но  отнюдь не прекращайте повторения. Увеличивающаяся сила памяти заключается в  частом повторении. Повторение, сначала несколько утомительное, вскоре будет  доставлять вам удовольствие и радость от сознательного увеличения силы воли,  придающей этому занятию большой интерес. При неимении у вас времени для выполнения всего здесь указанного, вам можно  изменить план, заучивая указанным способом мелкие стихотворения, заканчивая  каждое так, чтобы помнить его в любое время, а потом переходите к другому,  посвящая ему все свое время и внимание. Но выучив второе, повторите и первое.  Продолжайте повторять заученное в часы досуга и при любом удобном случае, и  посвящайте вашу каждодневную работу новому, пока оно не будет выучено в  совершенстве. Упражняйтесь в припоминании вещей, заученных вами в прошлом, так  как частым припоминанием вы укрепляете эту способность.

 

При утрате интереса к изучаемому, оставьте его на время и возьмитесь за  что-нибудь другое, отличное от первого, но не забывайте при случае повторять  старое.

 

Вы впоследствии, вероятно, заметите, что некоторые строфы вспоминаются легче  других. Оставлять трудных не следует, хотя бы вам и пришлось на них тратить  времени больше, чем на легкие. Вы должны упорно работать над трудными, так как  укрепляя этим слабые стороны вашей способности запоминать или припоминать, вы  кроме этого вырабатываете добавочную силу воли.

 

Занимаясь по этой системе несколько месяцев, вы убедитесь в возможности  удерживать в памяти все, что хотите при наименее частом повторении; изменяя план  занятий в зависимости от увеличивающейся способности, повторяйте хорошо  выученное лишь один раз в больший промежуток времени. Но полезно повторять  небольшой отрывок чего-либо ежедневно, чтобы дать какое-нибудь упражнение для  новых способностей.

 

Придет время, когда вы осознаете, что дошли до предела в количестве строф,  которые возможно запомнить зараз. Вам нельзя же вечно идти дальше, прибавляя по  ежедневной строчке каждый месяц. По достижении этого времени прекратите  ежемесячное прибавление и остановитесь. Продолжая учить и повторять, необходимо  ограничить ваши строчки наивысшим легко запоминаемым числом. Нужно помнить, что  главная цель опыта не в том, сколько можно сделать, но в том, чтобы дать  практику и развитие для вас. Приостановив на время свое занятие и не увеличивая  числа строк, вы однако внезапно увидите, что память ваша может преодолеть и  гораздо большую, чем дневная работа. Но что бы вы ни делали, беритесь за малое.  Во всяком случае вы найдете, что способность ваша припоминать возрастает,  по-видимому, беспредельно.

 

Выучите хорошенько одно и тогда уже беритесь за другое. Лучше знать в  совершенстве одну вещь, чем несколько — плохо. Не следует переходить к новой  строфе, не преодолев старую.

 

Не следует торопиться и браться за слишком многое сразу. Ученик обыкновенно  бывает слишком горяч. Начиная с пылкостью, он скоро устает, не уйдя еще далеко.  Лучше придерживаться малого и развиваться естественно подобно растению, которое  превращается из зародыша в побег, из побега вырастает ствол, потом листья и,  наконец, цветы.

 

Усталым приниматься за это упражнение не следует. При таких условиях вам не  получить ясных впечатлений и не запомнить ясно и отчетливо. Утро для этих  упражнений — самое подходящее время, это утверждают многие.

 

 

Hosted by uCoz