Андреев. Быть внимательным

 На главную

 

Пальминг

Развитие внимания

Четыре круга внимания

Списки для визуализации

Пальминг

Зрение и сознание неразделимы; если возбуждено одно, то не будет покоя и другому. Необходимо воспитать в себе привычку расслабленного смотрения.

 

Основная задача пальминга—достижение такой степени (глубины) расслабления тела и психики, чтобы в результате этого черное поле перед вашим внутренним взором при закрытых глазах, изолированных от доступа света руками, появлялось автоматически, без усилий.

 

Помочь в этом может рассматривание в течение 2—3 мин любого объекта черного цвета (кошка, шляпа, иконическая фигура—крест, круг, квадрат) на расстоянии, с которого он виден для вас лучше всего. Потом глаза закрываются, прикрываются ладонями, и вы вспоминаете этот объект.

 

Непрерывное перемещение взгляда и внимания снижает напряжение. Следует вспомнить одно за другим: черную шляпу, черный башмак, черную плюшевую занавеску, черные иконические фигуры—крест, круг, квадрат, удерживая каждый объект в памяти не более доли секунды.
Многим людям помогает перебор в памяти всех букв алфавита по очереди.

 

Таким образом, когда вам удалось добиться представления, например, черной шляпы, никогда не фиксируйте свой мысленный взор на одной ее точке. Вместо этого начните свое маленькое путешествие по ней: сначала вдоль краев полей, потом вверх, по диагонали и т. д.

 

Развитие внимания

 

Упражнение 1-2
1.
Одно из самых простых, но эффективных упражнений для воспитания наблюдательности состоит в том, чтобы правильно видеть знакомые предметы. С первого раза это покажется простым делом, но после нескольких проб вы отнесетесь к нему с большим почтением.
Поставьте перед собой какую-нибудь из ваших любимых вещей, лучше всего яркого цвета, так как детали их воспринимаются легче. Допустим, это памятный альбом. Смотрите на предмет несколько минут внимательно, спокойно. Затем закройте глаза и попытайтесь, насколько можете, вспомнить данный предмет в деталях. Попробуйте припомнить его очертания и отдельные части, держите их в вашем уме. Затем откройте глаза, бросьте второй взгляд на предмет и определите, какие подробности вы позабыли в вашем умственном образе. Старательно заметьте забытые пункты, снова закройте глаза и постарайтесь припомнить их. Далее откройте глаза и опять «возьмите» виденное в «хранилище». Повторяйте это до тех пор, пока не будете в состоянии в точности воспроизвести данную вещь.
2. Усовершенствовавшись в предыдущем упражнении, возьмите изученную вами вещь и попробуйте нарисовать ее по памяти. Для первого раза возьмите что-нибудь легкое. Успех вашей работы будет зависеть от того, насколько подробно вы сможете изобразить детали выбранного вами предмета. Эти два упражнения удивительно разовьют вашу наблюдательность и способность припоминания. В короткое время вы будете в состоянии, посмотрев хорошенько на вещь, набросать ее грубый схематичный рисунок, заключающий в себе все главные черты и детали.
Вы, конечно, понимаете, что рисунок должен быть сделан не прямо с предмета, а со зрительного образа, запечатленного в вашей памяти. В обоих упражнениях чаще меняйте объекты. Этим способом вы приобретете гибкость рефлекса сосредоточения и доставите уму приятную смену впечатлений.
3. Каждый вечер перед сном «пробегите» мысленно все ваши дела за истекший день, постарайтесь припомнить и описать все предметы и лица, с которыми вы встречались.
Поразительно мало сможете вы припомнить вначале и как много — после короткого упражнения! Это не столько способность помнить, сколько умение наблюдать.

Упражнение 2-2

Давайте учиться запоминать лица людей. Обычно мы запоминаем лица лишь в общих их чертах, упуская разнообразные подробности. Попробуйте попрактиковаться на ваших занятиях. Через короткое время вы легко справитесь с поставленной задачей, так как станете внимательными, как профессионалы-физиогномисты. Сядьте и сосредоточьтесь. Попробуйте описать черты лица некоторых ваших друзей: нос, глаза, рот, подбородок, цвет волос, общую форму головы. Вы будете удивлены ограниченносью вашей памяти. Значит, вы никогда не были внимательны к отдельным чертам их лица. Начните с того, что, изучив лицо человека, попробуйте кратко описать его. Это упражнение, мы уверены, покажется вам очень интересным.
Еще -одним объектом наблюдения может быть здание, мимо которого вы ежедневно проходите. Попробуйте описать стиль строения, его контур, окраску... Как обстоит дело с числом окон на каждом этаже, с величиной и расположением дверей, с формой крыши, вестибюля, труб? А какой карниз, лепнина и украшения? Какие углы у крыши? Выходит, на самом деле вы совершенно не видели дома?
Начните наблюдать и другие здания на вашем пути, а потом постарайтесь нарисовать в уме картину подробностей. Проверьте, сколько деталей вы упустили на вашей картинке. На следующий день на том же здании поищите новые подробности (вы их найдете непременно). Делайте это, пока не изучите здание полностью. Это очень ценное упражнение для воспитания наблюдательных способностей.

Упражнение 3-2
1.
В этом упражнении могут принимать участие несколько человек — ваши друзья, знакомые. Поставьте на стол семь различных предметов. Накройте их платком. Снимите платок и сосчитайте медленно до десяти, потом опять накройте их платком и попросите всех присутствующих как можно лучше описать предметы на бумаге. Можно делать это упражнение в присутствии только одного лица, которому предлагают удалиться в другую комнату, чтобы записать свои впечатления. Число предметов на столе может быть постепенно увеличено до пятнадцати. Удивительная степень восприятия достигается этим способом некоторыми из играющих! Такие упражнения совершенно обыденная вещь в Индии. Нечто подобное практикуется и в некоторых школах йогов. Обученные таким образом могут видеть в повседневной жизни много вещей, которых другие не замечают.
К тому же разряду упражнений принадлежит и опыт Гудэна, который проходил мимо окон магазинов и запоминал выставленные в них предметы. Этим упражнением можно заниматься в любое время. Оно разнообразит работу и развивает способность наблюдать и сосредоточиваться в то время, когда человек окружен шумной сутолокой жизни.
2. Это упражнение-игра отличается от вышеприведенного тем, что предметы находятся в движении и внимание должно очень быстро сосредоточиться на них. Игра состоит в том, что одно лицо стоит за занавесью или гардиной и бросает в воздух какой-нибудь предмет так, что стоящие перед занавесью видят его секунду-две, пока он взлетает и опускается. Достигшие умения быстро воспринимать опишут предмет с необыкновенной ясностью и точностью. Может быть брошено вверх и несколько предметов сразу после того, как участники игры приобрели уже некоторый навык фиксации на лету.
3. В следующем упражнении-игре вам показывают доминошную кость, предлагая сразу, не считая, назвать общую сумму очков. Затем попробуйте потренироваться с двумя костями, далее с тремя, четырьмя... При некотором навыке можно почти моментально называть общую сумму очков на всех костях. Вариации этого упражнения можно проводить с игорными картами, когда предлагается назвать масть и число знаков. Вначале это надо делать медленно, затем с возрастающей скоростью до тех пор, пока вы сможете бросить только самый быстрый взгляд на промелькнувшую карту и точно угадать ее.
4. Полезно упражнение на запоминание интерьера незнакомой комнаты. Войдя в нее, быстро осмотрите обстановку и попытайтесь сфотографировать в уме возможно большее число предметов:величину комнаты, высоту потолка, цвет обоев, число окон и дверей, стульев, картин и т. д. Затем выйдите из этой комнаты и по памяти запишите все, что вы видели. Потом сравните записанное с оригиналом. Благодаря этому упражнению вы сможете без труда и правильно описывать всякое место, какое посетите. Это будет происходить автоматически. Вы станете профессионально внимательны.

Упражнение 4-2
1.
Когда вы проходите по улице, постарайтесь поймать и удержать в памяти отдельные фразы проходящих мимо людей.
2. Постарайтесь различать голоса часто встречающихся вам людей и припоминать каждый персонифицированный голос, когда вы вновь услышите его. Как часто характер человека обнаруживается в его голосе! Таким образом вы сможете составить себе зрительный образ говорящего.
3. Стоя так, чтобы не видеть разговаривающих между собой людей, попытайтесь различить их голоса и установить личность каждого из них.
4. Постарайтесь точно припомнить слова, обращенные к вам в течение прошедшего Дня. Очень немногие люди в состоянии дословно повторить то, что им было сказано всего несколько минут тому назад. Главная причина этого — невнимательность, т. е. неумение сосредоточиваться.
5. Если вы присутствуете на лекции, заседании, собрании,постарайтесь затем записать все, что вы запомнили из услышанного. Если вы будете мысленно обсуждать речь, то расчлените ее и передайте, по возможности дословно, употребленные в ней слова. Это не только полезно для развития слухового восприятия, сосредоточения и памяти, но и служит одним из лучших средств в совершенствовании ораторского мастерства.
6. Для активизации слухового центра, а также для отработки хорошего произношения рекомендуем произведение А. С. Пушкина «Моцарт и Сальери». Специалисты в области риторики считают его лучшим для развития красноречия, образности речи и ее выразительности. В течение месяца один раз в неделю не спеша вслух декламируйте это произведение.

Упражнение 6-4. Развитие внимания путем заучивания стихотворений.
Начните с заучивания наизусть какого-нибудь стиха из Библии, например, притчи Соломона или строфы из какого-нибудь стихотворения классика, содержащего не более 4—6 строчек. Заучите хорошенько эти стихи, пока не будете произносить их легко и понимать от начала до конца их образную ткань. Запомните не только то, как они звучат при громком чтении, но и как они выглядят напечатанными, распределение по тексту и значение по смыслу ключевых слов. Этого будет достаточно на первый день.
На второй день повторите громко вчерашние стихи. Потом выучите таким же образом вторую строфу, связав ее с первой и повторив обе. Нанизывайте смыслы на канву текста.
На третий день следует повторить обе заученные прежде строфы и основательно выучить третью, прибавить ее к предыдущим и затем повторить все сначала.
Продолжайте это упражнение в течение месяца, ежедневно заучивая и прибавляя одну строфу и часто повторяя. Особенно настойчиво рекомендуем многократное повторение. Центр тяжести — в повторении. Постоянное прибавление выученных на память стихов развивает способность запоминания, тогда как постоянное повторение укрепляет способность припоминания на основе сосредоточения. Очень важно выработать привычку прицельно выбирать и воспроизводить предметы, отложенные уже в умственном хранилище. Процесс выборки должен стать рефлекторным.Сначала вам, наверное, будет казаться, что необходимо взять в руки книгу, чтобы дополнить недостающее слово или недостающую строку. Этот порыв не должен смущать вас, потому что с этим можно скоро справиться. Не утомляйте, однако, память чересчур насильственным напряжением, чтобы вспомнить недостающее слово или строку, лучше возьмите книгу и выучите еще раз этот стих. Но не допускайте небрежности, будьте внимательны. Если вы с самого начала не проявите в этом железной твердости, то ум быстро привыкнет к неряшливости.
Не пропускайте ни одного дня без упражнения. Гораздо эффективнее учить на память несколько строк ежедневно, чем много строк через интервалы в несколько дней. Способность к сосредоточению и память укрепляются постоянными упражнениями и практикой. Это две сестры интеллекта.
С начала второго месяца заучивайте ежедневно две строфы вместо одной. Держитесь этого правила в течение всего второго месяца, опять же повторяя постоянно как выученное прежде, так и новое. Вы убедитесь, что «удвоенная» работа не труднее, чем в первый месяц, и что вы легко могли бы учить три или даже четыре строфы ежедневно. Тем не менее удовлетворитесь двумя и не пытайтесь забегать дальше. Тренинг постепенно и естественно ведет к развитию интеллекта. Не забывайте также, что в повторении—тайна повышенной способности припоминания.
В начале третьего месяца начните с трех строф и поступайте, как и прежде, увеличивая ежедневно ваш запас, повторяя то, что заучено раньше. Когда наступит четвертый месяц, заучи-вайте по четыре строфы и т. д. Понятно, что есть граница этому постоянному прибавлению, и об этом психологическом феномене пресыщения мы скажем.
Если через несколько месяцев повторение будет требовать больше времени, чем вы можете на него потратить, то не беритесь за новые стихи, а посвятите все время лишь повторению. Разделите заученное на две части и повторяйте сегодня одну, а завтра другую часть текста.
Если же задача заучивания наизусть новых стихов покажется вам утомительной, оставьте на время эту работу, не прекращая повторений. Работа эта, хоть и несколько скучна вначале, вскоре принесет вам удовлетворение от сознаваемого роста ваших возможностей.
Если нет времени на полное проведение этой системы в жизнь, то можно изучать по этому методу короткие стихотворения. Но когда выучено второе стихотворение, возвратитесь к первому и повторите его. В свободное время повторяйте всегда то, что выучено. Полезно и напевать эти стихи.
Если у вас пропал интерес к изучаемому наизусть тексту, оставьте его на время и возьмите вместо него другой, не забывая, однако, повторять при всяком удобном случае то, что пока отло-жено.
Наступит время, когда вы поймете, что достигли предела. Тогда прекратите ежемесячное увеличение заучиваемых текстов и удовлетворитесь достигнутым. Работу заучивания и повторения продолжайте, но ограничьте число строк или стихов высшим, легко запоминаемым пределом. Лучше развиваться естественно, как растение, которое из семени дает росток, из ростка — стебель, из стебля—листья и, наконец, из бутона—прекрасное соцветие.
Не надо заниматься этой работой, когда вы утомлены. В таком состоянии не удается ни воспринимать отчетливые впечатления, ни ясно и отчетливо воспроизводить их. Многие ученики находят, что наиболее удобное время для этих упражнений — утро.

Четыре круга внимания

 

Наш всемирно известный театральный режиссер Констан­тин Сергеевич Станиславский предложил четкую схему, по которой любой человек может управлять объемом своего вни­мания. Станиславский разделил все пространство внимания на три круга:

 

большой круг — все обозримое и воспринимаемое прост­ранство. В театре или цирке это весь зрительный зал;

 

средний круг — круг непосредственного общения и ориенти­ровки. В театре или цирке это сцена или арена цирка с играю­щими актерами;

 

малый круг — сам артист и ближайшее пространство, в котором он играет роль.

 

Психолог В. Л. Леви добавил к этой схеме еще один круг — круг внутреннего психологического пространства человека — это особая зона наших мыслей и ощущений внутреннего ду­шевного плана.

 

В повседневной жизни наше внимание ориентируется при восприятии картины мира на эти четыре круга. Установка вни­мания на тот или иной круг более всего зависит от деятельности человека в конкретной ситуации.

 

Списки для визуализации

 

- визуализация простого предмета

- визуализация букв и цифр

- визуализация цветовых переходов (спектр)

- визуализация с открытыми глазами

- перемещение в пространстве, визуализация с различных ракурсов

- совершение мысленных путешествий

- воспроизведение только что увиденного. Мгновенный снимок. Состояние тела

- чтение худ. литературы

- рисование по памяти

- обзор комнаты и обстановки

 

Hosted by uCoz