Техники

 На главную

 

Классическая высшая ступень АТ

Иоган  Шульц считал  вторую ступень  AT наиболее  важной  для овладения психическими процессами, создания нужного эмоционального фона.

Классическая  высшая  ступень AT состоит  из  семи  основных упражнений каждое из которых можно осваивать независимо друг от друга.

Освоивший  высшую  ступень  AT.   овладевает  возможностью  вызывать  и удерживать  перец  своим  мысленным  взором  образы  и  картины,  абстрактно интуитивно  мыслить, многократно увеличивает свои творческие возможности. Он становится  способным  к  мысленному   бессловесному   гипнозу,  навязыванию образов, лечению на расстоянии.

 

Упражнение N 1.

Цель  --  научиться  вызывать  различные  световые  пятна  и удерживать внимание,  на  каждом  из  них.  Занимающийся  выполняет  это  и последующие упражнений в состоянии аутогенного погружения.

 

Упражнение N 2.

Цель  -- "увидеть" заранее  заданный  цветовой  фон. Занимающийся скоро почувствует,   что   созерцание   красного,   оранжевого   и   желтого  фона ассоциируется  с  теплом,  (это  создает  эмоциональный  подъем),  зеленый и голубой  -- с состоянием покоя, синий и фиолетовый вызывают ощущение холода, черный и темно-красный -- мрачное настроение, депрессию.  Обычно   на  отработку  этого  упражнения  уходит  до  4-х  месяцев.  В результате тренировки  занимающийся  приобретает способность легко  вызывать нужный эмоциональный настрой при помощи вызываемого цветового фона.

 

Упражнение N 3.

Цель -- выработать устойчивое внимание, позволяющее "видеть" конкретные предметы  длительное  время. Считается что упражнение освоено, когда на фоне различных предметов непроизвольно  возникнет образ самого себя. На отработку упражнения уходит около года.

 

Упражнение N 4.

Цель   --  отработать  способность  придавать   каким-либо  абстрактным понятием   конкретное  содержание.  Тренирующийся   должен  научиться  легко зрительно  представлять  объекты,  ассоциирующиеся  с   такими  абстрактными понятиями как "красота", "счастье", "свобода", "радость". Каждый ассоциирует эти  понятия с  образами, которые ему ближе.  Тренироваться нужно ежедневно, удерживая  внимание (до  60 мин.) на абстрактных понятиях  и  тех конкретных зрительных представлениях, которые навеяны у вас ассоциативно.

 

Упражнение N5.

Цель   --   научиться  изменять   свое  эмоциональное  состояние  путем зрительного представления ассоциативных образов (из упражнения  4) и  видеть себя в центре представляемой картины. Занимающийся должен научиться вызывать также и  динамические картины со  своим непосредственным участием. Он должен при этом эмоционально реагировать на развивающиеся события и переживать их.

 

Упражнение N 6.

Цель -- научиться вызывать мысленно  я удерживать перед своим мысленным взором других людей чувствовать свое присутствие и участие в их делах.

 

Упражнение N 7.

И. Шульц  считал его самым главным. Цель  его --  научиться  видеть ряд картин, отвечающих на вопросы психологического  порядка, относящегося к себе лично.

Например: "Чего я хочу?" "Кто я?".

Это  упражнение   выполняется  в   состоянии  "пассивной   концентрации внимания". После правильно выполненного упражнения происходит  "катарсис" -- самоочищение, гасятся психотравмирующие факторы, вызывающие заболевания.  

 

Для того, чтобы добиться существенного  результата, получить отдачу  от занятий AT, необходимо заниматься AT ежедневно хотя бы в течение 30 минут.  С каждым разом аутогенное погружение выполняется легче. В конце концов наступает момент  когда занимающийся  AT  замечает, что  ему  уже  не  нужно проговаривать  про   себя  формулы  самовнушения,  достаточно  сосредоточить внимание на определенной части тела чтобы наступило расслабление.  Проходит еще некоторое время и занимающийся AT  приобретает способность почти  мгновенно расслабляться. За  несколько  секунд происходит  переход  в состояние  расслабления.  Эта  процедура  очень  приятна,   человек  как  бы сбрасывает  с себя груз своего тела,  груз проблем и тревог и  погружается в блаженное состояние.

 

Цветков

Ряд медитативных образов

И в завершение этой темы я представлю ряд медитатив­ных образов, работа с которыми благотворно скажется на ва­шей энергетике. Они апробированы и успешно пользуются в ряде психофизических тренировочных методик и в такой мощной процедуре как психосинтез.

1. Лес. Вспомните все хорошее, что связано в вашей жизни с ним. Нарисуйте себе картину, воспроизведите как можно более явно звуки и запахи. Войдите в картину, растворитесь в ней. Бродите по лесу, замечайте все новые и новые подробности.

2. Океан. Море. Представляйте себе бескрайнее водное простран­ство, равномерно накатывающие волны. Услышьте внутренним слу­хом плеск воды, крик чаек. шум прибоя. Мысленно сливайтесь с вол­нами, растворяйтесь в этой стихии, станьте частичкой ее.

3. Пространство. Ощутите пространство именно как пространство, а не как воздух, ветер и т. п. Переживите это ощущение. Представьте, будто ваше «Я» отделяется от тела и устремляется в свободное парение. Одним мысленным усилием вы можете переместиться в любую точку пространства. Для вас не существует ни расстояния, ни времени. Вы - абсолютно свободны.

4. Огонь. Вызовите в своем воображении образ пламени. Концентрируйтесь на нем. Соединяйтесь с его энергией. Дайте энергии огня перейти в вас, войти в ваше существо.

Сенсорное вращение

«Поймайте» себя в том положении, в котором вы находи­тесь в данный момент времени (сидите вы, стоите или лежи­те), и начните описывать все, что вы видите, слышите, чувст­вуете. Практика подобного упражнения значительно расши­рит сферу ваших психических возможностей.
После отработки этого приема приступите к следующему этапу. Выберите удобную позу, а которой бы вы чувствовали себя комфортно и расслабленно. Пусть взгляд остановится в какой-нибудь точке и зафиксируется на ней. Затем сделайте три глубоких вдоха и выдоха и опишите в трех предложениях то, что вы видите, затем найдите три предложения для опи­сания того, что вы слышите, после чего тремя предложениями передайте свои ощущения (вначале описывать можно вслух, но затем лучше про себя).
Выполнив эту процедуру, начните цикл заново, но уже найдите по два дополнительных предложения, которые смог­ли бы описать соответственно то, что вы видите, слышите, чув­ствуете.
Цикл снова повторяется, но с использованием уже одного предложения на каждый сенсорный канал (сенсорный ка­нал - система, воспринимающая информацию; существуют три основных сенсорных канала в зависимости от способа вос­приятия информации об окружающем мире — зрительный, слуховой, чувствительный).

Время

СКОРЕЕ

Ученые рекомендуют: если хотите, чтобы время летело хоть чуть быстрее, максимально загрузите мозг. Думайте, фантазируйте, вспоминайте, прокручивайте различные события. Тогда покажется, что вы ехали до работы не два часа, а каких-то 15 минут.

МЕДЛЕННЕЕ

Чтобы растянуть время, нужно, наоборот, не отвлекаться и попытаться сконцентрироваться на одной проблеме. Решить ее, потом переходить к следующей. Помогают часы перед глазами. И включенный радиоприемник - словом, внешние раздражители. Некоторые исследователи уверяют, что, периодически подглядывая за секундной стрелкой, можно растянуть даже удовольствие, получаемое во время интимной встречи.

 

Техника "АКТИВНОЕ МЕЧТАНИЕ" (по Д.Делозье, М.Харнеру)

Процедура, которая позволяет получить опыт интуитивного поиска решения четко сформулированной задачи и не очень, получить знак, символ - как ответ мира на ваш запрос, намерение. Это упражнение пришло из культуры коренных американцев и называется "активное мечтание", поскольку формирующееся при его выполнении состояние похоже на сон наяву, и оно здесь используется для поиска способа решения проблемы, а также для получения удовольствия. В данной процедуре используется изменение фокуса внимания, расслабленное состояние тела и доверие его импульсам, понимание функции глубинных подсознательных базовых фильтров восприятия, которые ограничивают поток окружающей информации на первичном глубинном уровне. Также в нем используются три позиции восприятия НЛП.

1. Установите намерение или результат, который Вы хотите достичь, или решение, которое Вам предстоит предпринять, т.е. выберите фильтр на решение задачи. Например, вам необходимо принять решение или у вас есть проблема, которую вы хотите решить. Это и является фильтром, тем, в отношении чего вы просите большую часть разума отфильтровать информацию. Подумайте о своей задаче и ощутите, что такого особенного, свойственного только ей, вы отмечаете в своем теле: как располагаются зоны напряжения и расслабления, какое у вас дыхание, какие внутренние образы и звуки это сопровождают, какой ритм этого состояния. Запомните также место, в котором вы находитесь и свою позу. Все это нужно для последующего сравнения (теста).

2. Войдите в "состояние незнания" или полной открытости, позволяющее вам быть абсолютно открытым к принятию. Для этого:

1) установите только самый необходимый (оптимальный) уровень мышечного напряжения-расслабления, ощутите отсутствие всяких усилий и излишнего напряжения. Пройдитесь по всей системе тела и проверьте, есть ли напряжение и нужно ли ему там быть? Потому что, когда начинаешь стараться, чувствуешь, что плечи поднимаются, твое внимание начинает сжиматься, и чем сильнее ты стараешься, тем сильнее оно сжимается. Вам может понадобиться немного напряжения - оно позволяет вам знать, что вы живы.

2) Максимально направьте ваше внимание вовне: удерживайте одновременно три удаленных друг от друга в поле вашего зрения предмета/точки, + одновременно три звука (можно также включить сюда звук вашего дыхания...) + три удаленных друг от друга ощущения в теле. При таком раскладе ваш объем 1-го внимания полностью заполняется (7±2 единиц информации),  останавливается внутренний диалог. <Этот шаг можно практиковать отдельно, как медитацию, нарабатывая привычность такого пребывания в мире>. Теперь Вы воспринимаете мир периферией (2-м вниманием) зрения, слуха и всем телом. Оставьте усилия, не боритесь с внутренним диалогом (скажите ему "ты не мой" ...и т.п, или уменьшите его громкость до тишины, а вообще -забудьте об этой части задания).

3. Отправляйтесь на прогулку в поиске "символа" вашего результата или решения, будучи открытым ко всему, что приходит снаружи в ваше открытое сознание. Метафора: "Пойди туда, не знаю куда. Сделай то, не знаю что". Двигайтесь не имея четкого направления, ноги сами выбирают дорогу, двигайтесь как хотите, удивляйтесь как ребенок пребыванию. Обычно "символу" требуется от 5 до 15 минут, чтобы проявиться. В этот момент вы сразу его узнаете и ни с чем не спутаете, поскольку фокус вашего внимания сам настроится на него (как в фотоаппарате). Символ может появиться в любой сенсорной модальности - это нечто, что привлекает ваше зрение (В), слух (А), или камушек отлетает (К). Есть два способа думать об этом: западный - сказать, что бессознательное просто ухватилось за важный символ. Коренные американцы сказали бы, что Вселенная просто принесла вам дар. Обе перспективы красивы, но это разные перспективы. Помните о том, чтобы идти грациозно и легко.

4. Примите найденный символ как значимую метафору вашего результата/решения, подаренную вам Вселенной.  Затем станьте на время этим символом (2-я позиция), пребывайте в мире, будучи этим символом, с его мировоззрением. Спросите себя: "Если я являюсь символом, какими характеристиками я обладаю?" Например, если определенное дерево явно выделилось в моем сознании - это мой символ. "Если бы я был этим деревом, то каковы мои характеристики как дерева? Я могу быть устойчиво посаженной, с гибкой верхушкой, и птицы строят свои гнезда во мне, и мелкие животные приходят навестить меня" Каковы особенности бытия этим символом, какой совет, идею, решение вы теперь имеете, когда смотрите на себя со стороны?

5. Станьте сторонним наблюдателем, свидетелем (3-я позиция) и заметьте связь между вашим намерением- результатом/решением и информацией, которая содержится в символе. Как связаны данное намерение и символическая информация? Как мышление меняется с этой информацией? Возможно, я обнаружу способы стать более гибким по отношению к моему намерению. Возможно, я изменю свое восприятие времени и это будет ключевым в создании решения. Оцените совокупность информации из трех позиций, как она может добавить что-то к вашему мировоззрению? Вернитесь в позицию, в которой устанавливали намерение и сравните свое состояние с первоначальным. Что с вами произошло? Как вы изменились?

Вы используете сознательное, чтобы установить намерение, потому что именно там воспринимается проблема. Это упражнение также является средством для того, чтобы продолжить углублять связь между сознательным и бессознательным.

Майкл Харнер описывает технический прием "камневедения", который он узнал от знахаря племени лакота сиу:

1) Прежде всего решите, какая проблема вас волнует. Потом отправляйтесь погулять в какую-нибудь дикую местность и поищите там камень с плоскими сторонами, который привлечет ваше внимание. Поднимите его и отнесите на то место, где можно удобно сесть рядом с ним.

2) Положите камень на землю перед собой и задайте ему тот же вопрос, на который хотите получить ответ. Внимательно осматривайте камень, покуда не разглядите на его поверхности одно или два живых существа, изображения которых как бы вырисовываются в ложбинках, трещинках, щербинках и прочих дефектах на камне. На это у вас уйдет несколько минут.

3) Когда вы наконец, убедитесь, что на самом деле различили на нем формы одного или двух животных, растений, насекомых, людей и их лица, подумайте о том, что хочет сказать этот камень в ответ на ваш вопрос. Запомните это и снова обратитесь к камню. Повторите тот же процесс, повернув камень в себе другой стороной. Если камень большой, то можно еще пару раз перевернуть его, повторив все сначала.

4) Затем спокойно начинаете размышлять, каким образом эти все отдельно полученные вами "сообщения" с каждой стороны камня можно сложить вместе и таким образом составить "ответ" на ваш вопрос. Потом, поблагодарив камень, отнесите его на то место, где он прежде лежал.

 

Техника "ПУТЕШЕСТВИЕ В ГЛУБИHЫ СВОЕГО Я"

Эта НЛП-процедура обращает нас к субмодальностям, которые связаны с существованием идеи нашего "Я". Переход к   каждому последующему шагу - после выполнения предыдущего. На шаге 4 можно проводить различные метафорические вмешательства. Полезно установить якорь на состояние клиента "здесь и сейчас".

Шаг 1. Вначале обpащаемся к клиентy с вопpосом: "Как ты знаешь, что ты - это ты?" Обычно ответ клиента находится в дигитальном канале (Ad), например с ссылкой на внутреннюю референцию: "Просто знаю... Знаю, вот и все ...", или внешнюю: "Мне дали имя... Могу показать паспорт с фотографией... Родители научили меня быть самостоятельным и сознавать себя" и т.п. Далее применяем   мета- моделирующие вопросы для выявления сенсорной информации. Клиент может ответить: "Hе помню". Тогда задаем вопpос: "А как именно ты помнишь, как знаешь, что ты вспоминаешь именно свое детство, видишь именно свою детскyю фотогpафию? Сейчас ты выглядишь совсем иначе, но знаешь, что и это был ты"... или например: "Я - тот, кто смотрит моими глазами, слушает моими ушами и чувствует моим телом" - Вопрос: "А как ты узнаешь, что эти глаза, уши, тело - твои? Что тебе позволяет понять, что это тело и есть "Я"?" и т.п. Целью задавания вопpосов является обращения внимания клиента на кинестетические ощyщения (К),  с котоpыми человек бессознательно отождествляет себя. Задача теpапевта - быть гибким. Hапpимеp, можно спpосить: "А кто это сейчас говоpит: "Я". И в каком месте тела этот "Я" находится: в голове, шее, гpyди, животе или где-нибyдь еще?" (Диссоциация от субмодальностей "Я"). Hаконец клиент отвечает (напpимеp, "в гpyди" или "в голове"). Затем следует вновь диссоциировать клиента: "Если ты уже смотришь/ слышишь/ чувствуешь это, попробуй отстраниться (диссоциироваться) от этого опыта и опиши мне, как ты понимаешь, что тот, кто его наблюдает - это ты?" Продолжайте до тех пор, пока клиенту после нескольких попыток уже трудно будет диссоциироваться от опыта "Я".

Шаг 2. Далее клиенту предлагается диссоциированно исследовать, "Что собой пpедставляет "Я" снаружи  (V, A, K, O, G - модальности и субмодальности). Выявляем синестезии между модальностями: "А какой фоpмы "Я"? А какова фактypа повеpхности? А какого цвета? Вкyса? Запаха? А какой звyк ты слышишь?". Можете заняться выявлением критических субмодальностей путем контрастного анализа. "А как ты понимаешь, что твоя одежда или этот предмет на столе - не ты?".  Критические субмодальности "Я" жестко фиксированы, поскольку связаны с базовыми убеждениями о нашем существовании и обособленности от окружения, глубинной референцией к собственной личности. Они связаны со стратегией реальности (Вп-/->K), времени (ассоциация или диссоциация с временной линией (В)... 

Шаг 3. Ассоциация с опытом "Я" = "Расширить границы внимания и проникнуть внутрь опыта" Здесь и далее можно выбиpать один из двyх ваpиантов:

1. Сказать клиентy: "Разреши этомy шаpy (яйцy, кyбy, и т.д.) yвеличиться так, что ты окажешься внyтpи него". После чего клиентy пpедлагается экспеpиментиpовать с этим: pасшиpять гpаницы "Я" до максимyма, пpовеpить свои ощyщения и пpивести pазмеpы "Я" к наиболее оптимальным (наиболее пpиятным) - нечто вpоде Раджи йоги. (Можно на этой стадии переходить в медитации - по позициям восприятия, протяженности пространства, фокусу внимания на время - см. Мерлин Аткинсон "Расширение позиции восприятия" в журн. "Вестннк НЛП" 2/2000г).

2. Пpедложить клиентy "yменьшиться до такого pазмеpа, чтобы можно было пpойти чеpез оболочкy и войти внyтpь". Инстpyкцию следует ваpьиpовать в зависимости от pеакции клиента. Hапpимеp, если он все pавно не может "попасть внyтpь", можно сказать: "Hy тогда пpосочись чеpез оболочкy", или "Уменьшись до pазмеpа хоть нейтpино, а оно свободно пpоникает сквозь толщу вещества любой плотности"  или "Тогда yменьши свое внимание и отпpавь "автоматическимй зонд внимания "внyтpь" и т.д.

Шаг 4. Исследование и работа с метафорой "Я" Сказать клиентy: "А тепеpь исследyй, что внyтpи этого шаpа. Посмотpи..., пощyпай..., послyшай..., понюхай..., попpобyй на язык..." Определите нарушения чувствительности. Если заблокиpована визyальная система ("ничего не вижy"), то: "А какого цвета это "ничто"? Если виден гомогенный цвет (чеpный, сеpый), пpедлагается следyющая пpоцедypа: "Пpопyсти этy чеpнотy чеpез себя (см. также "Проход через черноту")- чеpез каждyю клеточкy тела, чеpез глаза, yши, pот, легкие, сеpдце, желyдок... и т.д., и посмотpи,что полyчилось". После этого гомогенный цвет либо исчезает (тогда пеpеходим к следyющей пpоцедypе "Проход через черноту"), либо меняется, либо пpевpащается в какой-либо пpедмет. Изменившийся цвет клиент снова "пpопyскает чеpез себя в обpатном напpавлении" (иногда тpебyется это сделать несколько pаз: "Ты пpопyстил цвет не чеpез все клетки оpганизма..."). Обpазовавшийся пpедмет можно так же "пpопyстить чеpез тело". Далее пpодолжаем исследовать "шаp" с помощью В, А, К, О, Г - сенсоpных систем. Внимание теpапевта напpавлено на поиски ассиметpии "шаpа"- линии (боpозды, выстyпы), pазделяющей личность на две части (обычно - пpавyю и левyю). Обнаpyжив ассиметpию, пpосим исследовать "pазгpаничительнyю линию" ("пpойти" чеpез нее, "пpопyстить" ее чеpез себя). ИЛИ: "Посмотpи на этy линию: нет ли где-то на ней места, котоpое отличается от дpyгих чем-либо. Пойди тyда и исследyй это место" (В, А, К, О, Г). После этого ассиметpия испpавляется или даже pазделение исчезает. PS: поищите "предметы силы" внутри "Я", можете определить с чем они связаны...

Шаг 5. Возвpащение в "здесь и сейчас". Если на этом шаге y клиента возникает кинестетическая pеакция, пpименяем пpоцедypy, описаннyю в следyющей технике (см."Проход через черноту") и возвpащаем клиента из тpанса. Этy техникy можно использовать и как способ введения клиента в down-time trance.

 

Hosted by uCoz