Личности

 На главную

 

Никола Тесла

Визуализация

После умственного напряжения он начал страдать от странного нарушения - "появления чётких видений, сопровождавшихся иногда сильными световыми вспышками, что, можно сказать, свойственно людям, обладающим парапсихологической мощью. "..." Сильные вспышки света покрывали картины реальных объектов и попросту заменяли мои мысли. Эти картины предметов и сцен имели свойство действительности". Тесла замечал, что он их вполне ясно отличал от воображаемых. Объясняя, что с ним происходило, он ссылался на видения того, чему был свидетелем днём; это возбуждало его нервы, вдруг появлялось перед ним ночью совершенно реально и продолжало сохраняться даже тогда, когда он пытался убрать это руками. Дабы избавиться от мук, вызванных появлением "странных реальных видений", он сосредоточенно переключался на видения из ежедневной жизни.

 

"В желании освободиться я таким образом постоянно искал новых видений и вскоре исчерпал знакомые мне картины из дома и из ближайшего окружения. После того как я неоднократно прибегал к этим ментальным упражнениям, пытаясь отогнать все свои призраки, я заметил, что "обычная жизнь" терпит поражение, реальность призраков становится всё вернее. Затем, инстинктивно, я начал совершать экскурсы за пределы моего маленького мира, в котором жил, и вскоре увидел новые сцены. Вначале они были довольно туманны и убегали при попытке сосредоточиться на них, но вскоре мне удалось их задержать. Они приобретали силу и ясность и, наконец, сделались конкретными, как и подлинные предметы. Вскоре я обнаружил, что лучше всего себя чувствую тогда, когда расслабляюсь и допускаю, чтобы само воображение влекло меня всё дальше и дальше. Постоянно у меня возникали новые впечатления, и так начались мои ментальные путешествия. Каждую ночь, а иногда и днём, я, оставшись наедине с собой, отправлялся в эти путешествия - в неведомые места, города и страны, жил там, встречал людей, создавал знакомства и завязывал дружбу и, как бы это ни казалось невероятным, но остаётся фактом, что они мне были столь же дороги, как и моя семья, и все эти иные миры были столь же интенсивны в своих проявлениях".

 

Резонанс, математика и мир идей

Он считал, что закон резонанса есть наиболее общий природный закон, устраняющий время и расстояние, и что все связи между явлениями устанавливаются исключительно путём разного рода простых и сложных резонансов - согласованных вибраций физических систем, чья основа по преимуществу электромагнитная.

 

Если же электромагнитные колебания соотносятся и с планом ментальным (открытие, сделанное Теслой в Колорадо-Спрингс и по сей день подтверждающееся экспериментально), то значит и сам ментальный план должен иметь ту же природу и следовать закону резонанса. Напрашивается вывод, что числа - это некие "программы" организации''. Исследования Теслы как бы подтверждают истинность теории познания Платона, в которой он утверждал, что математика есть связь между миром идей и миром материальных феноменов. Ещё точнее: математические алгоритмы и математическая логика есть в сущности способ воплощения идей. В конце концов, все старые сокровенные предания учат, что материя - всего лишь сгущенный свет, а это и есть всепронизывающая космическая субстанция Теслы "люминоферозный эфир".

 

Основные изобретения Теслы

Главные открытия Теслы состоят в следующем. Первое - перенос энергии на любые расстояния; по существу - это сверхпроводимость природных сред. Второе - "огненные шары" (синтез структурных элементов эфира и материи), высокочастотный резонансный осциллятор, приспособленный для волн, отличных от волн Герца, волн с так называемой боковой модуляцией. Это своего рода машина "сознания", производящая поля такого свойства, что они непосредственно интерферируют с электромагнитным полем человеческого мозга, заглушая мозговые колебания или меняя их природу, что на чувственном плане приводит к разным эмоциям, изменениям в сознании, творческим импульсам, сверхвосприятию, вплоть до сверхпознания. Третье - динамическая природа притяжения, в которой любой элемент системы Менделеева имеет свою собственную константу притяжения; Тесла в данном случае продолжил работы Этвеша и вывел несколько универсальных мер. И последнее - электромагнитная теория Теслы, ни разу не разъяснённая и не высказанная публично, теория, которая не пользуется общепринятыми понятиями, такими как "энергия", "длина волны", "частота", а вместо них вводит понятия - "кривая распорядка", "вибрация спиралевидных систем", "электрическое давление", "пропорция передачи", "эфир", "динамика электромагнитного флюида", "геометрические возможности трубки" и т.д.

 

Среди прочих загадок Теслы ещё не изучены следующие: в радиотехнике - несколько неглушимых передач на одной и той же частоте (это двенадцать по существу неиспользованных патентов); по структуре материи ("У меня был обычай проводить расщепление атома без выделения из него какой-либо энергии", - это высказывание Теслы от 1933 года.); в силе притяжения - модель гравитационного мотора с оловянным двигателем и стеклянным статором, работающим только раз в год под воздействием определённого расположения планет; в теории эфира (материя структурируется из эфира и снова растворяется в эфире, следуя простым математическим законам; но если чуть больше энергии зарождается, чем исчезает, то происходят космические катастрофы); медицинские аппараты Теслы и воздействие (его) низкочастотных волн на работу мозга, что вызывает сокращательные движения и изменение субъективной "секунды".

 

Изобретение через визуализацию

"Момент, когда кто-то конструирует воображаемый прибор, связан с проблемой перехода от сырой идеи к практике. Поэтому любому сделанному таким образом открытию недостаёт деталей, и оно обычно неполноценно. "..." Мой метод иной. Я не спешу с эмпирической проверкой. Когда появляется идея, я сразу начинаю её дорабатывать в своём воображении: меняю конструкцию, усовершенствую и "включаю" прибор, чтобы он зажил у меня в голове. Мне совершенно всё равно, подвергаю ли я тестированию своё изобретение в лаборатории или в уме. Даже успеваю заметить, если что-то мешает исправной работе. "..." Подобным образом я в состоянии развить идею до совершенства, ни до чего не дотрагиваясь руками. Только тогда я придаю конкретный облик этому конечному продукту своего мозга. Все мои изобретения работали именно так. За двадцать лет не случилось ни одного исключения. "..." Вряд ли существует научное открытие, которое можно предвидеть чисто математически, без визуализации. ". .." Внедрение в практику недоработанных, грубых идей - всегда потеря энергии и времени".

 

 

Герман Гессе

Вера и горе

-- Мы -- верующие, ибо нами овладела вера, то есть власть Искупителя и его искупительной  смерти.  А те,  другие, мифологи и теологи Зодиака, адепты древних учений, не подпали под эту власть,  еще  не  подпали,  и  нам  не  дано принуждением  привести  их под эту власть. Разве ты не заметил, Иосиф,  как  тонко  и  умно  умеет  этот  мифолог  говорить   и выстраивать  свою  игру  подобия  и  какое он получает от этого удовольствие,   как   умиротворенно   и    гармонично    живет, погрузившись  в  мудрость  притч  и  символов  своей мифологии? Видно, что этого человека не гнетет  никакое  тяжкое  горе,  он доволен,  ему  хорошо. А тому, кто доволен, нам нечего сказать. Чтобы человек взалкал спасения и веры  в  Спасителя,  чтобы  он утратил вкус к гармонии и мудрости своих понятий и отважился на великое  дерзание  веры  в  искупительное  чудо,  --  для этого надобно, чтобы ему стало плохо, очень плохо, он должен пережить боль и разочарование, горечь и отчаяние, должен  почувствовать, что  стоит  на  краю пропасти. Нет, Иосиф, пусть же этот ученый язычник пребывает а своем благополучии, пусть  упивается  своей премудростью,  своими мыслями и своим красноречием! Быть может, завтра или через год, а то и через десять лет он  узнает  горе, которое  развеет  в  прах  его  искусство  и его мудрость, быть может, убьют жену, которую он любит,  или  единственного  сына, или  его  настигнут  болезнь и нищета, и если мы тогда встретим его, мы примем в нем участие и поведаем ему, как мы  допытались одолеть  свое горе. И когда он спросит: Почему же вы не сказали мне этого вчера или десять лет назад?" -- мы ответим: "Не  знал ты тогда, что такое истинное горе".

Майя

Пробудившись от короткого сна, еще ничего не сознавая,  он хотел  было  протереть  глаза,  но  не смог, обе руки оказались занятыми, они что-то держали. Тогда он окончательно  проснулся, открыл  глаза  и  не  увидел никаких стен -- повсюду был разлит яркий, ликующий свет: на деревьях,  па  листве,  на  мху.  Даса долго  моргал,  этот  свет  ударил  его бесшумно, но с огромной силой, и страшная дрожь пронизала  его  с  головы  до  пят,  он моргал  и моргал, лицо его исказилось, словно в приступе плача, и наконец он вновь широко открыл  глаза.  Он  стоял  в  лесу  и держал  в  руках наполненный водой сосуд, у его ног переливался родник то зеленым, то  бурым  цветом,  там,  за  папоротниковой чащей,  он  знал, находится шалаш и там его ждет йог, пославший его за водой, тот самый, который так странно смеялся, когда  он просил  рассказать  ему  о  майе.  Так,  значит, он не проиграл сражения, не потерял сына, не был князем, не был отцом,  и  все же  йог  исполнил  его  желание  и показал ему, что такое майя: дворец и сад, книги  и  птицы,  княжеские  заботы  и  отцовская любовь,  война  и  ревность,  любовь  к  Правати  и мучительное недоверие к ней -- все это было Ничто. Нет, не  Ничто,  все  это было  майя!  Даса стоял потрясенный, слезы катились по щекам, в руках дрожал и колебался сосуд, которым он только что зачерпнул воды для отшельника, влага плескалась через край и  сбегала  по ногам.  Ему  почудилось,  будто от него что-то отрезали, что-то изъяли из головы,  и  образовалась  пустота:  так  внезапно  он потерял  столь  долгие  прожитые  годы,  оберегаемые сокровища, испытанные  радости,  перенесенную  боль,  пережитый  страх   и отчаяние, которые он изведал, дойдя до самого порога смерти, -- все  это у него отнято, сгинуло, стерто, превратилось в Ничто и все  жене  в  Ничто!  Остались  воспоминания,   целые   картины запечатлелись  в  мозгу,  он  все еще видел: вот сидит Правати, огромная и застывшая, с  поседевшими в один миг волосами,  а  на коленях  лежит сын, и кажется, будто это она сама задушила его, будто это ее добыча, а руки и  ноги  ребенка,  словно  завядшие стебельки,  свисают  с  ее  колен. О, как быстро, как чудовищно быстро и страшно, как  основательно  ему  показали,  что  такое майя!  Все  куда-то  отодвинулось,  долгие  годы,  полные столь значительных событий, оказались сжатыми в мгновенья, и все, что представлялось ему такой насыщенной  реальностью,  все  это  он видел  только  во  сне.  А  вдруг  и все остальное, что было до этого, вся история  о  княжеском  сыне  Дасе,  его  пастушеской жизни,  его  женитьбе,  его  мести, его бегстве к отшельнику -- вдруг все это были только картины, какие можно увидеть нарезных стенах дворца, где среди листьев  изображены  цветы  и  звезды, птицы, обезьяны и боги! А то, что он, пробудившись, переживал и видел  сейчас,  после утраты княжества, после сражений и плена, то, что он стоит сейчас у  источника  с  сосудом  в  руках,  из которого  опять  выплеснулось немного воды, все его мысли -- не из того же ли они материала, не сон ли все это, не  мишура,  не майя?  А  все, что ему еще предстоит пережить, увидеть глазами, трогать руками, пока наконец не наступит смерть, --  разве  это будет из другого материала, разве это будет что-то другое? Нет, вся  эта  прекрасная  и  жестокая, восхитительная и безнадежная игра жизни, с ее жгучими  наслаждениями и ее  жгучей  болью,  -- только игра и обман, только видимость, только майя.
     Даса  все  еще стоял ошеломленный. Сосуд в его руках опять дрогнул, выплеснувшись, вода сбегала по пальцам ног  на  землю. Что ж ему делать? Снова наполнить сосуд, отнести йогу, чтобы он посмеялся  над  ним, над всем тем, что Даса пережил во сне? Это было мало  привлекательно.  Он  опустил  сосуд,  вылил  воду  и отшвырнул его в мох. Сел и стал размышлять. Хватит с него снов, этого демонического переплетения событий, радостей и страданий, разрывающих  сердце и заставляющих стынуть кровь, а потом вдруг оказывающихся майя  и  одурачивших  тебя,  хватите  него  всего этого,  не  надо  ему  ни жены, ни детей, нитрона, ни побед, ни мести, ни счастья, ни ума, ни власти, ни  добродетелей,  Ничего ему  не  надо,  кроме  покоя, он жаждет конца, хочет остановить вечно крутящееся колесо,  эту  бесконечную  смену  видений,  он жаждет стереть их. Для себя он жаждет остановить и стереть, как
он  жаждал  этого, когда в том последнем сражении набросился на врагов, рубил и крушил, когда рубили и крушили его самого, и он наносил раны и получал их в ответ, покуда не рухнул на землю. А что же было потом?  Потом  наступил  провал  беспамятства,  или дремоты,  или  смерти.  И  тут же опять пробуждение, и в сердце вновь врывается волна жизни,  поток  чудовищных,  прекрасных  и страшных видений, бесконечный, неотвратимый, и ты не  увернешься от  него  до следующего беспамятства, до следующей смерти. Да и она, возможно, будет лишь кратким перерывом, недолгим роздыхом, чтобы ты перевел дух и снова стал одной из тысяч фигур  в  этой дикой,   дурманящей   и  безнадежной  пляске  жизни.  Нет,  это неизгладимо, этому нет конца.

 

Роберт Антон Уилсон

Модель Бома

Доктор Бом, занявшийся исследованием нелокальности в 1952 году, за эти годы разработал математическую модель нелокальных скрытых переменных и — что еще прекраснее — даже нашел способ описать все это на вполне приемлемом английском языке. (Этот язык своеобразен: Бом превращает множество статических существительных в динамические глаголы. Мне кажется, я могу достичь того же эффекта, просто продолжая избегать статического идентификационного “является”.) О модели Бома вы можете прочитать в его книге “Целостность и подразумеваемый порядок” (1983).

 

Доктор Бом постулирует явный , или развернутый порядок (он использует оба слова), который образует четырехмерный континуум, известный пост-эйнштейновской науке. Этот порядок, который мы обычно называем видимым миром, он называет явным или развернутым, так как он размещается в пространстве-времени — каждая его часть имеет место, то есть определенное положение в пространстве и во времени.

 

Этот явный порядок грубо соответствует аппаратному обеспечению компьютера или нашему головному мозгу. (Ней-ролог доктор Карл Прибрэм с помощью модели Бома даже объясняет некоторые загадки функционирования головного мозга.)

 

Далее доктор Бом постулирует подразумеваемый , или свернутый порядок (он использует оба слова), который и “проницает”, и трансцендирует четырехмерную явную вселенную Эйнштейна. Этот порядок он называет подразумеваемым или свернутым, так как он не размещается в пространстве-времени — ни одна его часть не имеет положения. Его невозможно обнаружить только в данной точке пространства — он в любом месте и везде; его нельзя локализовать только в данной точке времени — он в любом времени и всегда. (Только явные результаты этого порядка обладают локальностью. Он сам остается нелокальным.)

 

Этот подразумеваемый порядок соответствует программному обеспечению наших компьютеров —и нашего головного мозга, согласно доктору Прибрэму.

 

На явно-развернутом уровне все обладает локальностью и кажется случайным (пока не изучены мельчайшие, квантовые части); на подразумеваемо-свернутом уровне все обладает нелокальностью и кажется неслучайным.

 

Нам удалось наблюдать нелокальность только в форме ее результатов, то есть нелокальных корреляций на явно-развернутом (пространственно-временном) уровне — с тех пор, как Белл положил начало ее поискам, — так как этот развернутый уровень выступает продолжением в пространстве-времени всегда нелокального и не-пространственно-временного подразумеваемого порядка. Другими словами, некий субквантовый мир, напоминающий “глубокую реальность”, отвергнутую Нильсом Бором, существует, но мы не можем наблюдать или ощущать его; в то же время мы не можем называть его “призраком” или “бессмысленной концепцией”, так как наблюдаем его эффекты в виде нелокальных корреляций, которые по-другому совершенно необъяснимы.

 

Тем не менее этот подразумеваемый порядок в качестве научной модели не соответствует в точности классической “глубокой реальности” в аристотелевском смысле, так как является лишь одной моделью среди многих. Бом, отец этой модели, не утверждает, что она является “единственно верной”, или “конечной”, или чем-то еще в этом же роде.

 

Если сравнения с компьютером и головным мозгом недостаточно прояснили для читателя понятие “подразумеваемого порядка”, предлагаю иную модель: исполнение Девятой симфонии Бетховена обладает всеми характеристиками аппаратного обеспечения или явного порядка. Вы можете довольно точно локализовать его в пространстве-времени — скажем, девять часов вечера в Старой Опере — и, если эти пространственно-временные координаты будут перепутаны, вы пропустите это событие.

 

Но “Девятая симфония” Бетховена также имеет подразумеваемое, свернутое существование — как программное обеспечение, которое не соответствует подразумеваемому порядку доктора Бома в точности, но приближается к нему. Если бы на каждой нотной записи симфонии можно было проставить дату и местоположение — “Этот экземпляр найден в летнем доме Ленни Бернстайна в субботу 23 ноября” и т. п. — некоторые аспекты “Девятой” все равно остались бы нелокальными, так как мы не могли бы назвать точное число голов, в которых она содержится целиком или частично.

 

В фантастической повести Рэя Брэдбери “451 по Фаренгейту” тоталитарный режим сжигает все книги, но этим уничтожается только их локальное “аппаратное обеспечение”. Группа подпольщиков заучила наизусть все классические произведения и постоянно делится своими знаниями с другими людьми, которые, в свою очередь, передают их кому-то еще и т. д. Таким образом эти книги становятся частично нелокальными и недоступными “пожарникам”. (Многие из нас подобным образом сохранили в памяти комедийные номера Джорджа Карлина — не из параноидального страха, что наше общество ожидает подобный тоталитарный режим, а просто потому, что мы очень часто просматривали его видеозаписи.)

 

Эти музыкально-сценические аналогии призваны помочь читателю разобраться с нелокальностью. Но истинная бомовс-кая нелокальность продолжалась бы, даже если бы все мы перестали существовать.

 

В качестве приближения к мыслимой модели нелокальности можно принять телевидение. Как часто скорбно замечают циники, телевизионные шоу пятидесятых годов до сих пор путешествуют в пространстве-времени (“эфире”), и обитатели солнечных систем, удаленных от нас на сорок с лишним световых лет, систем, которые нам даже не видны, могут начать принимать на свои телевизионные антенны шоу Эда Салливэна, Милтона Берли и новости эпохи Маккарти. Вот будет смешно, если они попытаются понять нас на основе этих сигналов!

 

Таким образом, Милтон Берли приобрел нечто вроде нелокальности.

 

Другая аналогия, не относящаяся к локальности или нелокальности, по меньшей мере помогает прояснить понятия “подразумеваемого” и “явного”. Я звоню вам по телефону. Слова возникают из моих губ в качестве явных или развернутых звуковых волн. Микрофон в моем телефоне преобразовывает их в подразумеваемые или свернутые волны — электрические заряды. Динамик в вашем телефоне принимает эти заряды и “разворачивает” их так, чтобы они снова стали явными звуковыми волнами и вы могли “меня” слышать.

 

Еще аналогия. Один из моих друзей в Нью-Йорке посылает мне какую-то информацию на магнитном диске. Я вставляю это свернутое сообщение в свой компьютер, и оно, уже в развернутом виде, появляется на мониторе, оказываясь новой компьютерной игрой.

 

Следствия этой модели “подразумеваемое — явное” — еще более странные, чем могло бы показаться на первый взгляд. Так же, например, как Относительность Эйнштейна упразднила дихотомию “пространства” и “времени”, а современная психосоматическая медицина избавляется от разделения “души” и “тела”, модель Бома подрывает традиционный дуализм “сознания” и “материи”.

 

В нелокальном свернутом порядке информация не может обладать локальностью, но “проницает” и (или) “трансцендирует” все локальности. Выражение “информация, не обладающая локальностью” во многом напоминает индуистское понятие Брахмана, китайскую концепцию Дао, “Большой Ум” Ол-доса Хаксли и “Сознание Будды” буддизма махаяны. Любая из этих концепций должна подразумевать информацию без локальности (если признать, что они вообще хоть что-то подразумевают).

 

Доктор Эван Гаррис Уокер идет дальше. В своей работе “Квантовый антрополог” (1975) доктор Уокер — кстати, физик, а не антрополог — развивает нео-бомовскую модель скрытой переменной, в которой “сознание” вообще не обладает локальностью и кажется нам локализованным ввиду ошибок нашего восприятия. В этой модели наш “разум” не находится в нашем головном мозге, а нелокально проницает-трансценди-рует пространство-время в целом. Наш мозг, таким образом, просто “настраивает” это нелокальное сознание (что звучит уже совсем в духе хакслиевского “Большого Ума”).

 

Доктор Уокер приводит математическую модель этого нелокального “Я” и с ее помощью предсказывает частоту проявления предполагаемого психокинеза парапсихологов. Его результаты совпадают с результатами тех, у кого наиболее успешно получаются опыты с психокинезом. Другими словами, если люди показывают хорошие результаты в “управлении” бросаемой игральной костью (то есть шестерка у них выпадает чаще, чем положено по законам вероятности), — они превышают вероятность в среднем как раз настолько, насколько это позволяет модель нелокальной скрытой переменной.

 

(Более подробно узнать о модели Уокера и ее связи с парапсихологией вы сможете либо непосредственно из его работы, либо из моей книги “Новая инквизиция”.)

 

Hosted by uCoz