Флемминг Фанч. Преобразующие диалоги

 На главную

 

Как задавать вопросы

Пробелы и искажения

Определение результата

Позиции восприятия

Ключи

Фиксированные идеи

Разблокирование

Повторное переживание проишествий

Разгрузка

Процессинг воображения

 

Как задавать вопросы

 

Одно  из ваших главных действий  с клиентом - задавать ему вопросы. Если разбить  на  составные  части  все, что  делает  фасилитатор,  то  получится приблизительно вот что:

     ~ Замечайте, что клиент говорит

     ~ Замечайте, что клиент делает

     ~ Принимайте решения, какой подход использовать

     ~ Задавайте вопросы

     ~ Говорите клиенту, чтобы он сделал что-то

     ~ Делайте что-то сами

     Если вы не знаете, что делать, то задавать вопросы - это почти что самое безопасное действие, которое вы  можете  предпринять. И даже если у вас есть другие   возможности,   это   часто  все  равно  надежнее  всего.   Задавать вопросы - это один из наших главных инструментов  в процессинге. Любой вопрос лучше, чем никакого.

     В задавании вопросов есть несколько целей:

     1. Вынести на обсуждение и активизировать новый материал, с которым  мы потом будем работать.

     2. Определить, с чем мы имеем дело, и выбрать соответствующие действия.

     3. Поощрить клиента изменить отношение к теме, над которой мы работаем.

     Эти цели четко  отличаются одна от другой и обычно каждый вопрос служит только одной из целей. В любом случае фасилитатору очень полезно знать,  для чего именно он задает вопрос, чего он старается достичь. Все же любой вопрос лучше, чем  вообще  ничего не  делать.  Но работа гораздо  эффективнее, если фасилитатор знает, зачем он спрашивает то, что спрашивает.

     Вопросы первого типа используются,  чтобы найти общую область,  которой можно заняться. Они используются, если мы начинаем  на пустом месте и клиент еще не предложил чего-то подходящего  для работы. Например,  в эту категорию попадает то, что фасилитатор говорит в начале сеанса:

     "Как поживаете?"

     "Как прошла неделя?"

     "У вас есть то, над чем вы хотите сегодня поработать?"

     "Что вы хотели бы изменить в своей жизни?"

     Фасилитатор не задает в сеансе просто общепринятых и вежливых вопросов. Вопросы задаются с целью. Поэтому если  вы  спрашиваете: "Как дела?", то это не для того, чтобы получить ответ типа: "Спасибо, хорошо", а для того, чтобы получить ответ: "Ну, лучше чем на прошлой неделе, но вчера у меня была ссора с мужем". Задавайте вопросы с намерением получить материал.

     Вопросы из первой категории  совсем не  обязательно  прямо спрашивают о состоянии человека. Это могут быть какие  угодно  вопросы.  Главное  в  том, чтобы вынести на обсуждение  то, что нужно изменить. Если у клиента в  жизни дела  идут  хорошо,  нужно  больше  ловкости,  чтобы что-то  поднять.  Можно использовать более общие вопросы, затрагивая область с  неожиданной стороны.

Например:

     "Как ты думаешь, что такое человек?"

     "Кто может общаться?"

     "Есть ли то, что должно никогда не меняться?"

     "Где ты можешь найти себе пространство?"

     Многие  из наших  процессов  в модулях  относятся к этой категории.  Мы просим  клиента  рассмотреть  немного необычный вопрос, ожидая, что всплывет то, над чем мы сможем поработать.  Мы на самом  деле не знаем, что всплывет; все подойдет.

     Вопросы второго  типа задаются,  когда  что-то  активно, но  нам  нужно больше  узнать  о  нем, чтобы  решить,  что делать. Мы задаем вопросы, чтобы сузить  цель. Задаем  не для того, чтобы сам вопрос помог  клиенту.  Задаем, чтобы фасилитатор  получил  достаточно  информации и смог  решить,  в  каком направлении действовать.  Выяснить  того,  чего  хочет  клиент, часто  очень полезно для  него,  хотя это не основная  задача фасилитатора. Вся  проблема может  решиться, если  просто определить, в чем она.  Или  фасилитатор может получить достаточно информации и понять, что делать с этой проблемой.

     Диалог - это в  основном  вопросы  второго типа.  Фасилитатор  и  клиент работают  вместе,   выясняя,   в  чем  дело.  Это   сходящийся  процесс.  Мы придерживаемся одной темы, стараясь приблизиться к тому, в чем суть дела.

     Примеры вопросов:

     "И часто это происходит?"

     "Ты это ощущаешь, видишь, или слышишь?"

     "А как это связано с тобой?"

     "Кто там был?"

     "Что произошло?"

     Вопросы  третьего  типа  более  прямо  предназначены  для  того,  чтобы поощрить  клиента измениться.  Это  тот случай, когда мы очень  хорошо  себе представляем,  над чем мы работаем, и занимаемся этим. Задача теперь  в том, чтобы  раскрепостить  мышление и  эмоции клиента по всей теме, поощрить  его преодолеть ограничения,  больше осознавать,  видеть  вещи по-новому, развить какие-то новые ресурсы.

     Один хорошо поставленный  вопрос из этой категории может изменить жизнь человека. Но  не  старайтесь  построить совершенный вопрос. Просто задавайте любые  вопросы,  которые  раскрепощают  данную  область.  Это  конечно,   не единственное, что вы можете делать, есть еще много других техник, которые не обязательно состоят из вопросов.

     Вопросы,  которые вы задаете, могут быть предназначены для  того, чтобы высвободить   застрявшие  потоки,  чтобы  переосмыслить  проблему,  отбросив ограничения, или чтобы предоставить клиенту новые точки зрения.

     Если  клиент отчасти застрял  в  чем-то, что  должно произойти  или  не произойти, можно исследовать направления и  границы этого.  Допустим, клиент настаивает, что он никогда не сделает "Н.".

     Один из самых эффективных наборов вопросов:

     "Что случится, если ты сделаешь Н.?"

     "Что случится, если ты не сделаешь Н.?"

     "Чего не случится, если ты сделаешь Н.?"

     "Чего не случится, если ты не сделаешь Н.?"

     Они как бы наводят на мысль, что во всем есть какая-то польза. Какое бы действие вы  ни обсуждали, есть преимущества  в  том,  чтобы делать  это,  и преимущества  в  том,  чтобы  не   делать  этого.  Желательно  преобразовать фиксированность в гибкость.

     Переосмысление - это раскрепощение смысла идеи. Вы помещаете ее в другие рамки,  так  что  она  перестает  быть  проблемой.  Это  обычно  достигается изменением  или  содержания  идеи,  или  ситуации. Вот пример переосмысления ситуации:

     К:  "Я всегда несколько раз проверяю,  все ли  в порядке,  и закрыты ли двери. Это выводит из себя мою жену."

     Ф: "А где бы это подходило к ситуации?"

     К: "О, если бы я был бортмехаником на самолете."

     Иногда  человек считает проблему  полностью  отрицательной,  и  поэтому чувствует себя  ограниченным.  Но  часто  его  поведение  отлично подходит к другой ситуации. Если поощрить клиента понять  это, можно принести ему много пользы. При  качественном проведении переосмысления  клиент может  перенести свое поведение из той области, где  оно ненужно, туда, где оно соответствует обстановке.  Он  может  получить  новую  возможность  для  достижения  своих желаний.

     Переосмысление содержания - это изменение  значения  идеи или поведения. Здесь особенно  полезно  находить во всем положительные намерения. Например, так:

     К: "Моя жена всегда кричит на меня, когда я поздно прихожу домой."

     Ф: "О, значит, она очень заботится о тебе?"

     К: "Э... Я раньше так об этом не думал."

     Он  навесил на  ее  поведение  ярлык "Плохое". Наверное,  ему  полезнее изменить свое мнение, считать это  проявлением заботы жены и ее желания быть с ним.

     Проводить  переосмысление не  обязательно только  вопросами,  это могут быть просто утверждения. Но преимущество вопросов  в том, что так вы вряд ли что-то  оцените  за  клиента.  Вы  просто  предлагаете  идеи:    что  если посмотреть на это  так:  _____?" Вы не говорите ему, что делать. Если у  вас хорошее  взаимопонимание  с клиентом,  вы  можете  безнаказанно  высказывать утверждения, если вы уверены, что они выражают собственные мнения клиента.

     Может быть очень полезно просто предлагать разнообразные точки зрения в форме вопросов:

     "Как бы это выглядело с нейтральной точки зрения?"

     "Если бы у тебя была вся необходимая уверенность в себе и смелость, как бы это произошло по-другому?"

     "Какой урок можно из всего этого извлечь?"

     Использование вопросов - это по сути дела уловка с нашей стороны. Внешне кажется,  что вопрос задается для получения ответа. Иногда нам нужны ответы. Но самая важная сторона вопроса - то, что благодаря ему что-то происходит.  Вопрос  не бывает  нейтральным. Он всегда подразумевает  что-то, и  при задавании  вопроса  и  выдаче  ответа  всегда  что-то происходит  на  многих уровнях.

Определение результата

 

Есть  определенные критерии  того, как  установить  завершенный  хорошо сформированный  результат.  Диалог с целью  определения  результата - это сам  по  себе  эффективный процесс.  Иногда  это  все, что  нужно для решения  проблемы. 

     Вот критерии завершенного результата:

     1. Он  должен  быть сформулирован положительно.  Просто  избавиться  от чего-то не  подходит как результат. Чего ценного для  себя  он желает вместо этого? Это должно быть что-то конкретное и желательное.

     2.  Должен быть  какой-то  конкретный воспринимаемый признак достижения результата.  Должна быть возможность проверить, есть ли у человека результат или нет.  И  не  просто  идея,  а конкретное воспринимаемое  доказательство. Откуда человек будет знать, что результат достигнут?

     3. Должны быть уточнены  обстоятельства. Когда результат желателен, где и   с  кем?  Чтобы   превратить  желаемый  результат   в  реальность,  нужны подробности, где и как он воплотится в жизнь.

     4. Результат должен быть во власти самого человека. Надежда на то , что кто-то  другой  просто  начнет  вести   себя  по-другому,  не  подходит  как результат. Результатом  должно быть то, что сделает  и сохранит сам человек. Оно не должно зависеть от везения или действий кого-то другого.

     5. Результат должен вписываться в  экологию жизни  человека. Он  должен соответствовать всему остальному, что  человек делает или хочет делать.  Как получение результата отразится на его жизни?  Может  ли быть какая-то польза от  того,  что  он  не  будет достигнут?  Есть ли какие-то  положительные или отрицательные побочные результаты?

Обратное отслеживание

Суть   обратного  прослеживания  в  том,  что  мы  движемся  назад   от результата, выясняя, что клиенту нужно сделать, что  ему нужно сделать перед  этим,  и так далее, пока мы  не перейдем к тому, что клиент уже начал делать прямо сейчас. Таким образом будущее связывается с  настоящим и результат уже на подходе.

     "Что тебе нужно, чтобы получить этот результат?"

     "Какие ресурсы тебе нужны?"

     "Что тебе нужно, чтобы это получить?"

     "Что тебе нужно сделать перед этим?"

     "Какой первый шаг ты можешь сделать сейчас?"

     "Что нужно, чтобы ты решил сделать этот шаг?"

     Еще   один  процесс,   который   можно   провести   с  результатом—это переместиться в  будущее  и  посмотреть  на вещи так, как  будто уже  достиг результата.  Пусть он  воспримет  то,  что там есть. Что он видит, слышит  и ощущает?  Пусть он возьмет  это  знание с собой обратно  в настоящее,  чтобы результат подталкивал его вперед.

 

Ключи

 

Часто  проблема  держится  на  определенных   моментах,  которые  можно называть "ключами". Например, человек расстраивается не просто потому, что с ним  плохо обращаются. Наверняка есть конкретные вещи, которые вызывают  его огорчение. И у  каждого  человека они  свои. Можно сделать списки возможных ключей, но нельзя знать заранее, какие из них подойдут.

Например,  человек  может   расстроиться  из-за  того,  что   воспринял "предательство", или из-за "внезапности" какого-то действия, или из-за того, что его "остановили". В каждом из этих слов нет никакого точного смысла, это очень  субъективно.  Но  для  определенных людей важны   определенные  ключи.

Некоторые  ключи  вообще  важны  для человека, а  другие  -  ключевые в  его конкретных  проблемах. Например,  "мой отец  никогда не УВАЖАЛ меня". Мы  на самом  деле  не знаем точно,  что это значит (по  крайней мере  если  мы  не спрашиваем  о подробностях,  восприятиях и  так далее), но иногда может быть достаточно подтвердить понимание того,  что этот конкретный  ключ важен  для человека. Во время проведения диалога клиент может вдруг понять: "А,  теперь я понял, меня никогда не УВАЖАЛИ". Так может решиться вся проблема.

Не  так  просто  определить,  что  такое   ключи.  Ключами  могут  быть всевозможные  вещи. Это какие-то  качества или действия,  которые важны  как символы. Это бывают символы хороших или плохих вещей. Ключи часто раскрывают и решают проблему, просто когда их берут и рассматривают.

 

Разблокирование

 

Разблокирование - это  использование   в  диалоге   списка   ключей  для высвобождения   какого-то   положительного  направления.   Эти   ключи  дают фасилитатору  возможность составить список  содержательных вопросов, которые по своей природе разблокируют область.

Мы  начинаем с  какого-то  положительного  намерения,  способности, или области  жизни,  в  которой  человек  не  достигает  успеха.   Положительное направление должно  быть  хотя бы  расплывчато  определено или названо. Тема должна  быть положительной и причиняющей, а не отрицательной или следствием.

"Счастливое замужество", или по крайней мере "Замужество", но  не "Неудачное замужество". "Финансовая надежность", а не "Банкротство". "Игра ни пианино", а не  "Неумение играть". Ключи в списке - это в  основном те факторы, которые могут мешать положительному результату.

 

сдерживать

неудержимое

подавлять

препятствия

навязчивое

скрывать

ресурсы

ошибки

забывать

попытки

беспокойство

возражать

неудачи

мешать

не хватает

последствия

игнорировать

достигать

оценки

неправильно понимать

учиться

внутренние запреты

изменяться

соглашения

    

     Порядок ключей не особенно важен.

     По каждому  ключу составляется  вопрос. Конкретная формулировка зависит от вашего подхода к теме. Это может быть:

     "Что касается _____, может быть, ты что-то сдерживаешь?"

     или

     "Может быть, что-то сдерживалось насчет _____?"

     или

     "Может быть, ты сдерживаешь себя в отношении _____?"

     или

     "Может быть, кто-то что-то сдерживает в связи с _____?"

     Узнайте все, что клиент  может сказать об этом. Спрашивайте снова, пока есть ответы. Не делайте это  механически, вам просто нужно получить все, что есть. Вы  можете  задавать  разные  варианты  вопроса,  чтобы  охватить  все стороны, или можете просто спрашивать:

     "Есть ли что-то еще, что сдерживается насчет _____?"

     Вы  можете  говорить  это и  в прошлом  времени,  и  в настоящем. Мы  в основном заинтересованы в настоящем.  Когда  один  ключ  завершен,  переходите к  следующему. Ключи,  которые оказываются неинтересными, просто быстро проходите.

     В любой  момент по  ходу  разгрузки тема может проясниться и вы  можете закончить спрашивать.

 

Разгрузка

 

Разгрузка - это использование  списка  ключей  для  прояснения  какой-то запутанной или затуманенной общей области. Например,  "Работа", "Моя жизнь", или "Женщины".  Список разгрузки - это полезный ориентир в проведении диалога на какую-то тему. Он может сам по себе  прояснить тему, или выявить какие-то более  конкретные явления, которые можно затем проработать  с  помощью более сложных техник.

Известно

Попытки

Постоянно

Мысли

Интересно

Меняется

Идеи

Загадочно

Многообещающе

Мнения

Скрыто

Любопытно

Чувства

Удивительно

Желательно

Реакции

Положительно

Навязано

Решения

Отрицательно

Сдерживается

Неразрешимое

Полезно

Не существует

Осталось без ответа

Неправильно понято

 

 

     Составляйте вопросы на основе каждого ключа. Есть много способов делать это. Например:

     "Что известно о _____?"

     или

     "Что ты знаешь о _____?"

     Узнайте все, что  клиент может сказать об этом. Повторяйте  вопрос  или  задавайте  его по-другому, чтобы  проверить, есть ли  что-то еще. Когда ключ завершен или уже не интересен, переходите к следующему.

     Продолжайте  до  тех  пор, когда  или тема прояснится, или  мы  добудем что-то более осязаемое и сможем проработать это специальной техникой.

 

Пробелы и искажения

 

Когда люди  говорят, они пропускают большое  количество  материала.  По самой природе языка говорится не все. В словах и предложениях подчеркиваются определенные застывшие символы, связанные с тем,  о чем идет  речь. Это дает возможность понять, что имеет в виду другой человек, но далеко не все.

     То,  что  говорится  явно - это поверхностная  структура.  Это  то,  что человек лучше всего осознает. Есть более  глубокая структура, которая точнее представляет  происходящее.  Глубокая структура - это вряд ли набор слов. Это скорее набор восприятий, ощущений, идей, и так далее.

     Когда  человек  говорит,  он  пропускает  определенные  части  глубокой структуры. То, как  он  пропускает  информацию,  говорит многое  о  том, что происходит  в  его  уме. Восстановление пропущенного  материала  может  дать важные ключи к улучшению его ситуации.

     В полное  и  хорошо  сформированное  описание  входит  то,  что  именно происходит, кто именно это делает,  когда и как. В нем правильно определено, кто является причиной и какие именно обстоятельства. Часто очень плодотворно выяснить и  исследовать те части высказываний  человека, которые отклоняются от полного описания.

     Вот   основные  категории   пробелов  и   искажений,  встречающихся   в человеческом общении. Для каждого пробела или искажения есть способ, которым фасилитатор может ответить, чтобы восстановить пропущенную информацию.

Простой пробел

  1.  Простой пробел: Упущены подробности. Не включена  движущая сила или предмет деятельности.

     К: "Я злюсь"

     Ф: "Из-за чего ты злишься?", "На кого ты злишься?"

     К: "Мое дело обанкротили"

     Ф: "Кто его обанкротил?"

Обобщенные ссылки

2.  Обобщенные ссылки: Обобщены люди, вещи и события. Не говорится, что это конкретно.

     К: "Они меня не слушают"

     Ф: "А кто именно тебя не слушает?"

     К: "Это неважно"

     Ф: "А что именно неважно?"

Пробелы в сравнении

3. Пробелы в сравнении: Делается сравнение, но не указывается, с чем.

     К: "Лучше уйти"

     Ф: "Лучше уйти, чем что?"

     К: "Это просто хуже всего"

     Ф: "А хуже чего именно?"

Потеря исполнителя

4.  Потеря  исполнителя:  Пропущен авторитет, источник или исполнитель. Оценки и суждения без источника.

     К: "Хорошо быть вежливым"

     Ф: "По чьим словам это хорошо?", "Для кого это хорошо?"

     К: "Нехорошо дерзить"

     Ф: "Кто так сказал?", "Для кого нехорошо дерзить?"

Указание на необходимость

5. Указание  на необходимость: Что человек должен/не  должен, обязан/не обязан  делать,  что необходимо, что нужно  делать.  Пропущены  последствия, точные причины и следствия.

     К: "Я должен о ней заботиться"

     Ф: "Что произойдет, если ты будешь о ней заботиться?"

     "Что произойдет, если ты не будешь о ней заботиться?"

     "Что не произойдет, если ты будешь о ней заботиться?"

     "Что не произойдет, если ты не будешь о ней заботиться?"

Указание на возможность

  6. Указание на  возможность: То, что человек может/не может,  мог бы/не мог бы, сможет/не  сможет сделать. Это  возможно или невозможно. Не включены причины.

     К: "Я не могу стать лучше"

     Ф: "Что тебе мешает?"

     К: "Может быть, у меня ничего не получится"

     Ф: "Из-за чего у тебя может ничего не получиться?"

Причина и следствие

7. Причина и следствие. Говорится,  что будто бы  один человек является причиной  состояния  другого человека,  без подробностей  того,  как  он это делает, и как будто сам человек не может ничего с этим поделать. Не включено собственное причинение.

     К: "Она меня огорчила"

     Ф: "Как именно она тебя огорчила?"

     "Что бы случилось, если бы ты не огорчился?"

     "Бывает ли, что ты не огорчаешься в такой ситуации?"

     К: "Она мешала мне делать то, что я хочу"

     Ф: "Что именно она делала?"

     "Что бы случилось, если бы ты все равно делал то, что хотел?"

     "Ты когда-нибудь делал то, что хотел?"

     "Так ты из-за нее не делал то, что хотел?"

Указание на всеобщность

8.  Указание  на  всеобщность: Что-то обобщается  как происходящее  все время, или как никогда  не происходящее.  Такие слова, как все, все, всегда, все время, никогда, никто, каждый, ни один, только. Подробности и исключения пропущены. Нет контр-примеров.

     К: "Меня никто никогда не слушает"

     Ф: "Тебя НИКОГДА никто не слушал?"

     "Ты можешь вспомнить случай, когда кто-то тебя слушал?"

     "Что бы случилось, если бы кто-то стал тебя слушать?"

     К: "Каждый мужчина, с которым я встречалась, плохо со мной обращался"

     Ф: "Ни один мужчина никогда с тобой хорошо не обращался?"

     "Ты можешь вспомнить случай, когда мужчина с тобой хорошо обращался?"

Неуточненный глагол

9.  Неуточненный глагол: Общий глагол,  который не  описывает,  что  на самом деле происходит. Доверять, любить, нравиться,  поддерживать, помогать. Пропущены конкретные происходящие или желательные действия.

     К: "Она меня не любит"

     Ф: "А какие ее действия говорят тебе об этом?"

     "Как именно она тебя не любит?"

     К: "Мне нужно, чтобы она помогла мне"

     Ф: "Что именно ты хочешь, чтобы она сделала?"

     "В чем тебе нужна помощь?"

Чтение мыслей

10.  Чтение  мыслей: Человек  заявляет, что знает внутреннее  состояния сознания кого-то другого, или ожидает от кого-то другого знания собственного состояния.  Это  скорее  всего  искаженная  догадка,  или  по  крайней  мере пропущены подробности, каким образом это известно.

     К: "Она не заботится обо мне"

     Ф: "Откуда ты это знаешь?"

     "Какие именно ее действия сказали тебе об этом?"

     К: "Она знает, что я чувствую"

     Ф: "Какие твои действия сказали ей о том, что ты чувствуешь?"

     "Откуда ты знаешь, что ей известно, что ты чувствуешь?"

Превращение глаголов в существительные (номинализация)

11.  Превращение  глаголов  в  существительные (номинализация):  Слова, описывающие процессы (глаголы), превращены в вещи (существительные). Человек думает  о  чем-то,  как  о  застывшей  вещи, тогда  как  на самом  деле  это происходящее сейчас действие.

 

     К: "В наших отношениях не хватает доверия"

     Ф: "Кто кому не доверяет, в чем, и как?"

     "Как  бы  ты  хотел,  чтобы  вы доверяли  друг  другу  во  время  ваших отношений?"

     К: "Мне не хватает уверенности"

     Ф: "А в чем тебе нужно быть уверенее?"

     Ответ фасилитатора - это обычно оспаривание неполного сообщения клиента.

 

Позиции восприятия

 

В каждом событии есть много разных позиций, или точек зрения, с которых его можно переживать. Упрощая, можно выделить 4 основных позиции:

     1-ая  позиция:  Позиция  человека,  который  выполняет,  переживает или получает само событие. Главный участник, центр событий.

     2-ая позиция:  Позиция  другого  человека,  который  тоже  участвует  в событии.  Может  быть,  второстепенный  участник  или тот, кто предоставляет переживание человеку в первой позиции.

     3-ья  позиция:  Позиция наблюдателя за тем, как  происходит событие. Не активный участник, а тот, кто находится на месте действия.

     4-ая позиция:  Позиция  того, кто не находится  на  месте действия,  но получает информацию о нем на расстоянии.

     Например,  если  Джо стрижется у парикмахера, то Джо находится в первой позиции (1П). Парикмахер находится во  второй  позиции (2П).  Другой клиент, ждущий  своей очереди, находится в третьей позиции  (3П). Жена Джо,  которая ждет его дома, находится в четвертой позиции (4П).

     Переживания  с   разных   позиций  сильно  отличаются.   Когда  человек переживает   событие   с  нескольких  разных  позиций,  он   гораздо  полное воспринимает событие.

     Изменение  позиции восприятия может быть полезным дополнением к  любому процессу.  Собственно  говоря,  это самостоятельная  техника. Часто  человек зафиксирован  в  одной  из позиций,  и переживание  с других  позиций  может раскрыть для него всю суть обсуждаемой темы.

Фиксированные идеи

 

Для  фиксированных  идей  нужен особый  подход. Они представляют  собой уникальные  возможности  для  изменения. Если  фиксированные  идеи  оставить нетронутыми, некоторые из  них могут  сильно мешать  продвижению  человека в жизни. Если их изменить, можно ожидать глубоких улучшений.

     Можно сказать,  что  фиксированная идея - это  застывшее  представление, которое  оторвано от  соответствующей  ситуации и  используется повсюду  без никакой проверки.  Это мысль, которая  взята как вечная истина  и никогда не пересматривается.

     Вообразите  на минутку  человека,  который  абсолютно уверен,  что  все желтое  для  него опасно. Его жизнь основана на избегании  желтых  вещей. Вы можете оценить сложности такого человека в жизни .

     Фиксированные  идеи  непохожи  на  другие виды  материала,  которым  мы занимаемся.  Сами  по  себе  они не  материальны. Это  идеи, мысли.  Это  не ощущения,  не  события, не люди и не вещи. Они как  бы  невидимы. В них  нет ничего осязаемого,  что можно было бы взять и рассмотреть. Поэтому они часто трудноуловимы.  Все  последствия  фиксированной   идеи:  ощущения,  реакции, переживания,   и  тому  подобное,  материальны.  Но   сама  идея  совершенно неосязаема.

     Могущество фиксированной идеи именно в  том, что это  неосязаемая идея, оторванная  от   соответствующей  ситуации.   Это  значит,  что  она   может применяться  в  широком  круге  ситуаций. Она кажется подходящей  для  любых ситуаций. Она становится правилом, применимым везде.

     Когда в  какой-то  области  есть фиксированные идеи,  восприятия  в ней отчасти  блокированы.  Нельзя  рассчитывать на  то, что мы  просто тщательно исследуем ситуацию, поговорим  о  ней, и она прояснится. Фиксированная  идея делает такую технику неэффективной.

     Если  во  время  процессинга  обнаруживаются  фиксированные  идеи,  они становятся основной и первоочередной мишенью.

     Типы фиксированных идей

     Есть много типов фиксированных идей. Они служат разным целям, влияют на разные  области  в  мире  человека,  и для  их  проработки требуются  разные техники.

     Общее  у  них  всех - то,  что  они  фиксированы,  а  не  подвижны.  Они используются  в  отрыве  от  ситуации.   Это  застывшие   смыслы   ситуаций,  используемые вместо восприятия происходящего.  Сам человек создает их, но он уже не осознает, как он это делает.

     Вот некоторые типы фиксированных идей:

     Фиксированные предположения-  Информация, которую человек  предполагает истинной, не задумываясь  об этом, и которая никогда не проверяются. Скрытые предположения.

     Фиксированные необходимости - То,  что должно быть  только так, или  не может быть  так.  Ожидаются неуточненные плохие  последствия, если не  будут соблюдаться определенные правила.

     Фиксированные шаблоны поведения- Шаблоны ролей, действий,  и отношений, которые человек автоматически сохраняет. Навязчивые шаблоны поведения.

     Фиксированные убеждения - Основные правила о мире,  по которым  человек живет, не осознавая, что он их выбрал.

     Фиксированная  правота  - Навязчивая потребность  делать себя правым, а других неправыми.

     Эти категории  отчасти произвольны и  перекрываются.  Тем не менее  они полезны в том, что для разных категорий подходят разные техники.

     Заметьте, что  мы  занимаемся фиксированностью  этих типов идей. Нет ничего плохого в том,  что  есть убеждения  и желания.  Нам нужно, чтобы человек  получил свободу выбора, и  чтобы идеи стали гибкими  инструментами, которые можно использовать или не использовать по желанию.

     Мы  ищем то,  что  взято  в  отрыве от  обстоятельств, возведено в ранг всеобъемлющего обобщения, и никогда не проверяется.

     Самый эффективный способ засечь фиксированную идею - повторять вопрос: "Почему?".  Сначала клиент  будет давать очень  логично звучащие  ответы, но если  вы будете спрашивать о  логических  обоснованиях  и тому  подобное,  и будете продолжать делать  это, то вы  скорее всего дойдете прямо до основной нелогичности.

     Вот несколько примеров фиксированных идей: "Я лучше знаю", "Мне  нужно, чтобы обо мне заботились", "Все они идиоты", "У меня больное колено", "Никто не знает", "Кто-то другой об этом позаботится".

Фиксированные идеи нужно высвободить. А конкретнее нужно высвободить те идеи, которые ограничивают  человека.  Их нужно  "расфиксировать".  Основные способы расфиксирования идеи:

     ~ Определите те способы, которыми фиксированная идея послужила клиенту

     ~ Исследуйте последствия использования и неиспользования идеи

     ~ Поместите идею в ситуацию

Определите, как эта идея служит человеку

     Часто в ответ на некоторые вопросы человека выдает длинный список того, в  чем  фиксированная  идея  полезна  для  него.  Это как  бы автоматическое явление, которое  очень  полезно для  высвобождения идеи. Поэтому если такое происходит,  просто  дайте клиенту  перечислить все свои  обоснования.  Если вопрос не вызывает особой реакции, попробуйте другой.

     "Чего _____ помогла тебе достичь?"

     "Что _____ помогла тебе предотвратить?"

     "Что _____ позволяет тебе делать?"

     "Что _____ позволяет тебе иметь?"

     "Кем _____ позволяет тебе быть?"

     "Что правильно в _____?"

     "Какие преимущества _____?"

     "Как можно использовать _____ против других?"

     "Ставит ли _____ других в невыгодное положение?"

     "К чему _____ тебя привела?"

     "Из чего _____ тебя вывела?"

     "Решением чего была _____?"

     "Что _____ решила?"

Исследуйте последствия

     В  зависимости  от  того,  какая это  фиксированная  идея, исследование последствий  может  быть  основной задачей,  или  может  не  подходить.  Оно особенно  полезно для тех фиксированных идей,  когда человек  ДОЛЖЕН  или НЕ МОЖЕТ   делать   чего-то.  Обычно  человек  на   самом  деле  не  исследовал окончательные  последствия  делания или неделания того, о чем  он  говорит.

Поэтому мы просто спрашиваем, что бы  произошло, если  бы он сделал это, или если бы идея была истинной, и что бы произошло, если бы  он не сделал этого, или если бы идея была  ложной.  А еще чего бы не произошло. Мы спрашиваем  в основном о  положительных вещах, а  не  о жалобах на  проблемы. Мы стараемся показать, что всегда  есть то,  что человек  получает, и то, что он  теряет, независимо от того, что он выбирает.

     "Что случится, если ты сделаешь _____?"

     "Что случится, если ты не сделаешь _____?"

     "Чего не случится, если ты сделаешь _____?"

     "Чего не случится, если ты не сделаешь _____?"

Поместите идею в ситуацию

     Мы стремимся  к тому,  чтобы человек научился обдумывать эту  идею. Для этого  ему нужно  уметь  сопоставлять  ее  с  другими  идеями  и  с  разными ситуациями. Поэтому, когда мы уже более или менее высвободили  идею  другими методами, можно попросить человека сделать это:

     "В чем ценность _____?"

     "В чем важность _____?"

     "Когда _____ может быть подходящей идеей?"

     "Когда _____ может быть неподходящей идеей?"

     "С чем можно сравнить _____?"

     "Куда _____ подходит?"

     Работа  с фиксированной идеей завершена, когда наш клиент может принять или  отбросить  ее,  когда  у  него  есть  выбор  насчет  нее,  и  когда она превратилась из фиксированной неопределенности в гибкий принцип. Это может и не быть  каким-то  внезапным  озарением. Идея просто уже не фиксирована, это одна идея среди других идей. Человеку может казаться невероятно смешным, что он  когда-то  ее использовал, или он может продолжать  считать  ее  разумным принципом.

 

Повторное переживание проишествий

 

Прояснение нежелательных реакций

     Проблема  появляется  тогда, когда  человек  автоматически реагирует на какую-то ситуацию. Не планируя этого сознательно и  не принимая  решения, он просто   сразу  же  испытывает   определенные   чувства  или   предпринимает определенные действия. Хорошо, если  реакция  дает нужный результат. Если же она не эффективна, мы говорим о нежелательных реакциях.

     Обычно реакция основана на информации или обучении, полученных в другом месте и в другое время. То есть человек стал так реагировать, основываясь на одном или  многих  событиях, которые  произошли  много  лет  назад.  Или  он воспринимает  ситуацию совсем  не  такой, как есть,  и  реагирует на  основе совершенно другой реальной или воображаемой ситуации.

     В любом  случае, если  ваша реакция  не нужна или неприятна, то ее нужно прояснить. Можно прояснить, с чем на самом деле связана реакция, можно найти соответствующую  ей  ситуацию,  и   можно   построить  более   ясный  способ реагирования, который лучше подходит к данной ситуации.

     Если у вас сводит живот каждый раз, когда вы собираетесь что-то сказать вашему начальнику - это не особенно полезная реакция. Ее  можно прояснить. То есть  можно проработать это ощущение, узнать о нем больше -почему оно  здесь есть, с чем оно связано. Можно завершить то, что не закончено, и добавить те ресурсы, которых не хватает. В процессе этого  нежелательное ощущение скорее всего исчезнет, или по крайней  мере  уменьшится. Не потому, что мы от  него избавимся, а потому, что мы поместим его обратно в соответствующую ситуацию, выяснив,  с чем оно связано. Мы внесем ясность во все это, и  тогда  человек сможет иметь более ясные, полезные реакции.

Повторное переживание

     Может быть  целесообразно подразделить жизненные переживания на события или  происшествия. Происшествие - это блок переживаний, которые образуют одно целое  по происходящей  деятельности,  моменту  времени, месту,  участвующим лицам, или  значению  переживания  для  человека. Событие - это когда  что-то происходит или кто-то что-то делает.

     Мы будем использовать  слова  "событие"  и  "происшествие"  почти что с одним и тем  же  значением. Но "событие" будет в основном обозначать то, что случилось  или  что было  сделано. "Происшествие"  будет  скорее  обозначать отрезок времени  как  нечто  целое.  В  "происшествии"  больше сюжета, чем в "событии".  Но  продолжительность  и  протяженность  происшествия  полностью зависят от того, что мы считаем событием.

     Мы  будем  называть  "событием"  то,  что  действительно  произошло,  а "происшествием" ту память, которую человек об этом сохраняет.

     Человек иногда придает событиям значение и смысл, выходящий за рамки их содержания, и  поэтому  позволяет им влиять на другие переживания.  Событие, когда вы в три года обожгли пальцы, может много лет влиять на ваше обращение с кухонной плитой. Это часть обучения: извлекать смысл из пережитых событий.

     Иногда  события  не  лучшим  образом  влияют  на  ощущения  и  действия человека. Незначительная авария  с автомашиной  может увековечиться в памяти со  смыслом "машины  опасны",  и человек  может чувствовать неприятный страх каждый  раз,  когда  садится в машину. 

     С помощью повторного переживания события человек может собрать те части переживания,  которые  он пропустил  в  первый  раз.  Кроме того,  он  может рассмотреть  событие  с  нескольких  точек  зрения,  а  не  только  с  одной ограниченной  точки зрения. Он может пережить  событие с большим и знаниями, которые  у него  теперь  есть. К  тому же он может  обнаружить другой  смысл события,  понять,  что в нем есть положительная ценность,  и извлечь из него какой-то урок.

     Повторное  переживание  изменяет событие. Мы говорим не  об объективном событии, даже  хотя оно  тоже в  чем-то  изменится.  Для человека  важно  то субъективное событие, которое существует в  его реальности. Он сможет  более гибко  обращаться с  событием, он превратит его  в  положительный  для  себя ресурс, и событие займет свое место в соответствующем контексте, вместо того чтобы храниться в неподходящем месте реальности личности.

     Повторное переживание придает событиям совершенно новый смысл.

     Что такое повторное переживание?

     Его   можно   еще  называть  "возвратом",  "прояснением  происшествий", "прояснением   копий",   "прояснением   избыточности",    или   "облегчением травматических происшествий".

     Если  говорить  просто,  мы  занимаемся  застывшими   копиями  событий, происходящих  где-то  в  другом  месте  во времени и  пространстве.  Человек сохраняет у себя эти  добавочные  копии, потому  что он не смог справиться с самим  событием. Когда незаконченное дело завершается,  добавочная копия уже не нужна и исчезает как таковая - она "прояснена".

     Мы обычно называем добавочные копии "происшествиями". Это может немного смущать, потому что само  событие  тоже можно называть  "происшествием".  Но давайте договоримся в  основном  называть этим  словом точную копию события.

Когда  добавочная  копия   устранена,  можно   сказать,   что   происшествие "прояснено", "стерто" или "исчезло". Конечно, реальное событие осталось  тем же, но пропала его копия.  Можно  сказать, что реальное событие  стало более "ясным".

     Зачем  нам прояснять  эти копии? Дело в  том, что  они часто  запутывают умственные и эмоциональные реакции человека. Потому  что в противоположность реальным событиям, происшествия-копии сохраняются в  настоящем  времени. Они становятся  фильтрами, через которые человек воспринимает настоящее время, и они становятся программами, определяющими  реакции человека. Это не особенно полезно. Вообще-то говоря,  человеку лучше иметь  дело с тем, что происходит сейчас.

     В технике повторного переживания мы находим происшествия, прикрепленные к  нежелательным реакциям.  Мы переживаем в них  то, что не  было  полностью пережито.  Мы  изучаем содержание  происшествия до  тех  пор,  пока  оно  не исчезнет из теперешней  окружающей обстановки и  вернется на соответствующее ему место.  Если мы  снова  и  снова  проделаем  это  столько  раз,  сколько необходимо, мы преобразуем нежелательные реакции в более полезные.

Подводя итоги,  можно сказать, что  любое событие, которое  перегрузило способность человека обрабатывать переживания, записалось как необработанная точная  копия,  и   остается   необработанным,  плывя  во  времени,  вызывая нежелательные автоматические реакции - это мишень прояснения происшествий.

Повторное переживание: Время

Мы интересуемся  теми происшествиями, которые застряли в  настоящем, но на   самом  деле  должны  быть  в  другом  месте.   В   основном  происходит недоразумение со временем. Что-то, принадлежащее к какому-то другому периоду времени, кажется происходящим прямо сейчас в настоящем.

     Не  только  время   может  быть  так  запутано.  Кроме  "Когда",  часто перепутываются  "Где" и "Кто".  Вообще-то говоря, если  что-то не  полностью пережито  и не  оценено  "Кем-то"  "Где-то" "Когда-то",  то содержание этого происшествия  может попасть  в другие "Кто", "Где" и "Когда".

Если  люди  предполагают,  что  время  идет вперед,  то  необработанные происшествия  часто  плывут  вперед  в  настоящем.  Они  промаркированы  как происходящие "сейчас", но так как они не оцениваются и не сортируются, и так как "сейчас" постоянно движется вперед, происшествия движутся вперед  вместе с  человеком.   Когда  происшествия  проясняются,   ситуация   исправляется. Происшествия  получают  свою правильную маркировку во времени и перемещаются обратно на соответствующее место во времени.

Повторное переживание: Отправные точки

Не  стоит  прямо  спрашивать о конкретном  происшествии.  Даже хотя  мы догадываемся,  что у человека были  какие-то травматические  происшествия  в жизни, мы редко  просим его вынести что-то  на  обсуждение.  Мы интересуемся только  теми  происшествиями,  у  которых  есть   нежелательный   остаток  в настоящем.

     Другими  словами, чтобы найти  отправную точку в повторном переживании, мы начинаем с чего-то  нежелательного в  настоящем. Если оно не переживается сейчас,  или не  является нежелательным, то  нам  не нужно проводить  с  ним повторное переживание.

     Наилучшая отправная точка --нежелательное физическое ощущение.  То есть то,  что человек  может  ощущать  прямо сейчас  в своем  теле.  На  это есть несколько причин.

     Во-первых,  ощущения  более  навязчивы,  чем,  скажем,  зрительные  или слуховые  восприятия.  У ощущений более низкая частота и их гораздо  труднее размещать  во  времени и  в  пространстве.  Большинство людей могут довольно легко изменять картинки, создаваемые в уме. Они  могут перемещать их, делать их  больше,  меньше, и так  далее. Ощущения гораздо легче  обобщаются на ВСј пространство и время.

     Во-вторых,  ощущения довольно  вещественны.  Можно следить за  ними  по тому, что человек действительно ощущает  в своем теле. Человеку  трудно уйти от боли в животе, и она скорее всего будет оставаться до тех пор, пока мы ее не  проясним.  Благодаря  этому  гораздо  сложнее  обманывать.  Если  бы  мы занимались просто  картинками  или  словами, человеку было  бы гораздо легче обмануть себя в том, что процесс закончен, хотя происшествие еще активно.

     Нужно  различать  ощущение ощущений и мысли об  ощущениях. Должны  быть какие-то  реальные  восприятия,  которые  человек  может  описать.  Если  он говорит, что он  "безнадежен",  нам нужно  узнать, что это для него значит в восприятиях. Откуда  он  знает,  что  он  "безнадежен"--это находится в  его животе,  или  в  его голове, это ощущение  пустоты,  тяжелого груза, колющее ощущение, или что это? Одних слов недостаточно, нам нужны реальные, ощутимые восприятия, которые есть прямо сейчас. Это обычно означает какое-то ощущение в физическом  теле,  но не  обязательно.  "Я чувствую твердые стены вокруг", "Мое пространство мягкое" тоже вполне подходят.

     Запах  и  вкус тоже полезны  для того, чтобы  определить  нежелательное ощущение. Это даже меньше всего искаженные чувства.

     Обычно  желательно получить какое-то словесное  описание нежелательного ощущения.  Но это нужно только для того, чтобы было  легче говорить  об этом ощущении. Человек  должен  опознавать  ощущение  в  основном  по  конкретным восприятиям. Нужно, чтобы он мог ощущать его сейчас, и  умел распознать  его снова.

     Чтобы выяснить, какое это ощущение, полезно знать особенности ощущений, например: вес, температура, жесткое/мягкое, вибрация, сопротивление, трение, твердость,  вязкость и так  далее.  Многим людям тяжело определять,  из чего состоит  ощущение,  и им  нужна  помощь в  этом.  Бывает  даже,  что человек настаивает  на том,  что  у нежелательного  ощущения  невозможно  определить никаких качеств, кроме того что это "подавленность".

Повторное переживание: прошлые жизни

Часто  центральное происшествие - травматическое происшествие в  прошлой жизни.  Обычно  в текущем периоде жизни  довольно мало  действительно мощных происшествий.   Быть   убитым,  замученным   под  пытками,  быть  съеденным, сожженным, взорванным и так далее - вот что может совершенно перегрузить ум.

     По сути  дела мы идем туда, куда нас приводит цепь происшествий. Обычно это  все  раньше  и  раньше,  пока  мы  не  находим  сильное   драматическое происшествие,  которое объясняет нежелательное ощущение и проясняет  его при повторном переживании.  Можно пройти по этой  цепи через несколько или много происшествий. Цепь может охватывать всего несколько лет или миллиарды.

     Рекомендуется  не  фиксироваться  на  какой-то одной  модели  того, как устроены прошлые жизни. Рассмотрев несколько происшествий в  прошлых жизнях, кто-то может сделать  вывод,  что он  последовательно прошел  в определенном порядке через определенный  период  времени. Это не обязательно так, поэтому не застревайте на этом. Есть и более фантастические возможности.

     Мы занимаемся  происшествиями  из  прошлых  жизней  точно так же, как и любыми другими происшествиями, здесь нет никаких  особенностей в технике. Мы все  так же  идем вслед  за нежелательным ощущением.  Обычно мы  не пытаемся искать конкретные случаи или события, а просто берем то, что всплывает.

 

Повторное переживание: центральное происшествие

Пользу в повторном переживании дает не просто обнаружение происшествий, а прежде всего их переживание. Или скорее ПОВТОРНОЕ переживание. Мы проходим через  происшествия и добавляем в них  новое осознание,  новые наблюдения, и новые ресурсы. Мы переживаем их лучше, чем они были пережиты.

     Можно обращаться  с происшествием, как с голографическим кинофильмом. В каждом  происшествии есть  все восприятия. Трехмерное  цветное  изображение, пространственное  воспроизведение  звука,  огромное  разнообразие  ощущений. Чтобы  выяснить,  что  в  нем  есть,  и  затем переосмыслить его,  нам нужно смотреть фильм, слушать запись звука, ощущать ощущения.

     Обычно  нужно  показать  фильм   происшествия  несколько  раз,  разными способами, с разных точек зрения, и так далее, прежде чем оно прояснится.

Нам  нужно,  чтобы  клиент  переживал  происшествие,  как   будто   оно происходит  в  настоящем.  Сначала  ему  не  обязательно  быть  полностью  В происшествии  в своей собственной позиции, но ему нужно  находиться в том же времени.

     Еще он может не перемещаться в происшествие, а поднять его в настоящее. Это  различие не особенно важно, и то  и другое - только модели. Важно, чтобы клиент переживал событие, как бы находясь в нем.

     В центральном происшествии должны быть:

     - Боль и/или бессознательность

     - Ситуация, соответствующая ощущению

     - Сообщение или урок, которые были упущены

     - Решение или вывод по отношению к событию.

     Раз  происшествие оставило  устойчивое нежелательное  ощущение,  в  нем наверняка  произошло  что-то мощное.  В  происшествии силового отпечатка это часто связано с болью, но  не обязательно. Произошло то, чего было физически слишком  много   за  слишком  маленький  промежуток  времени.  Поэтому  если происшествие--"затошнило по дороге в банк", то оно вряд ли центральное. Если это "удаление  корней  зуба  без  обезболивания",  то может  быть. Если  это "съеден заживо людоедами", то скорее всего это центральное происшествие.

     В   центральном   происшествии   еще   должны   быть    обстоятельства, соответствующие "нежелательному" ощущению. Идея  здесь  в том, что  ощущение зависло на  неопределенное время,  потому что  человек забыл соответствующие ощущению  обстоятельства. Когда мы найдем  соответствующее  время,  место  и ситуацию, оно должно быстро проясниться. Поэтому в центральном  происшествии ощущение  должно иметь  смысл. Это должно быть очень естественное ощущение в такой ситуации.

     Что  нам нужно  различать - так это  первый  отпечаток и  более  поздние реакции. Клиент может их сначала постоянно  смешивать, так  что фасилитатору нужно хорошо различать их. "Тугое давление вокруг пояса" очень логично, если вас сжимает до смерти удав. Но оно совсем нелогично как реакция на получение счета за телефон.

В  центральном  происшествии  есть скрытый  смысл, который ждет,  чтобы клиент  нашел  его.  Есть  какой-то  урок,  который нужно  из  него извлечь, какое-то послание, то, что клиент должен был заметить, но не заметил. Это не бывает  просто   бессмысленное,   случайное  событие.  Если  его  достаточно внимательно рассмотреть,  в  нем всегда  оказывается ценный урок для  нашего клиента.

     В центральном  происшествии  есть какое-то решение или  вывод,  которые клиент тогда сделал.  Решение - это тот способ, которым  клиент  справился  с травматической ситуацией. Именно решение вместе с ошеломляющим содержанием и упущенным уроком приводят к застреванию всего этого происшествия.

     Решение - это обычно  бегство от  того,  что действительно происходит  в происшествии.  Человек  не  может  справиться  с  тем,  что  на  самом  деле происходит, так что он пытается умственно решить все это, принимая  какое-то решение. Он может решить, что на самом деле его здесь нет, что на самом деле ничего не происходит, что на самом  деле происходят очень  хорошие вещи, или что теперь он будет все делать по-другому. Решение изменяет что-то для того, чтобы было легче переносить травматическую ситуацию.

Повторное переживание: будущие происшествия

Проработка    будущих    происшествий - интересная   часть    повторного переживания.  Их можно прорабатывать почти так же, как прошлые происшествия, но с некоторыми характерными особенностями.

Один   из  способов   расширить  традиционное   представление  о  линии времени -сказать, что  есть  будущие  происшествия. Я  не собираюсь убеждать кого-то в том, что есть линия  будущего времени, но я  выдвигаю идею  о том, что бывают происшествия, застрявшие в будущем.

     Обычно это получается  в связи с тем,  что  люди держат в своем будущем невыносимые  события.   События,  которых  они   не  хотят   и  которым  они сопротивляются.  Люди не хотят, чтобы это произошло, но так как они не могут посмотреть этому в лицо, такие события застревают в будущем.

     Здесь применимы многие из тех принципов, которые относятся к застрявшим прошлым  травматическим происшествиям. Будущее происшествие застряло, потому что оно не было полностью обработано и оценено. Оно может вызвать неразумные эмоциональные реакции в настоящем. Проработав его, можно устранить любые его отрицательные последствия.

 

Процессинг воображения

 

Основная  форма   "Процессинга  воображения" - просто   просить  клиента создавать, изменять и  уничтожать  те  вещи  в его  уме,  которые  связаны с прорабатываемой  темой. Если у него проблема  с начальником, можно попросить его создать  копию  начальника.  Можно  попросить  клиента изменить прическу начальника,  надеть  на него  дурацкую  шляпу и  красный нос. Можно взорвать начальника  на  миллион кусочков, а затем  собрать его  снова.  Клиент может сделать множество копий начальника, заставить их маршировать вокруг с глупой улыбкой, сложить их всех в маленькую  посылку, и сделать  так, чтобы посылка затерялась  на   почте.   Что   угодно,   что   только   можно   вообразить. Главное - тренировать   способность  быть  причиной,  создавать,  изменять  и уничтожать данный предмет.

Процессинг восприятия

     Один  из  вариантов процессинга  воображения - работать  с восприятиями. Почти  все,  чем  личность занимается,  представлено у  нее  в виде  системы восприятий. То есть у нее есть картинки, звуки,  слова,  ощущения, запахи, и так далее, из которых состоит  ее представление об этой теме. Эти восприятия определяют то, как она обращается с данным предметом во внешней жизни.

     У человека с  низкой самооценкой маленькая и непривлекательная картинка себя.  У  человека, который  боится  кошек,  в  уме  есть образы кошек,  где некоторые  их  качества  преувеличены  и  несоразмерно  раздуты.   У   очень честолюбивого человека преувеличены некоторые положительные качества,  и они мотивируют его к соответствующим действиям.

     Если можно обнаружить, как клиент представляет себе  определенную тему, то можно  и  изменить ее,  перестроить  ее,  или  улучшить  ее.  Если  можно выяснить,  как  он  делает  что-то, то можно  еще  расширить его репертуар и научить его качественно выполнять другие вещи.

Особенности восприятия

     Вот  списки особенностей  в основных системах восприятия.  Их часто еще называют субмодальностями. Фасилитатору нужно свободно владеть  ими и уметь узнавать   их  у  клиента.   Это  кирпичики,  из  которых  построены  личные реальности. Человек может изменять их и таким образом изменять свою жизнь.

Зрительные   (картинки)

     Слуховые    (звуки)

Кинестетические    (ощущения)

Обонятельные   (запахи)

Цвет

Тон

Температура

Органический

Форма

Темп

Давление

Неорганический

Яркость

Громкость

Вес

 

Контраст

Тембр

Влажность

Вкусовые   (вкусы)

Затенение

Высота

Текстура (гладкое / шероховатое)

Кислый

Размер

Ритм

Напряженность

Горький

Увеличение

Продолжительность

Твердое / Жидкое / Газообразное

Сладкий

Угол зрения

Гармоничность

Движение

Соленый

Передний / Задний план

Временная привязка

Вибрация

 

Резкость (четкое / расплывчатое)

 

Ускорение

 

Угол обзора (узкое, широкое)

 

Расширяется / Сжимается

 

Объемное / Плоское

 

Трение (скользкое / липкое)

 

Края / Рамки

 

Однородность

 

Фильм / Неподвижные кадры

 

Структура

 

От существующих восприятий к желательным

     Часто  набор  особенностей  восприятия, связанный с текущим  проблемным состоянием, отличается от набора особенностей желательного состояния. Обычно есть  какие-то особенности,  которые  являются ключом к  отличию между этими состояниями. Ключевые  особенности бывают  разными у разных людей и в разных ситуациях.

     У клиента может быть маленькая, серая и далекая  картинка себя, и из-за этого  он может  сам себе не нравиться.  Если  он сделает картинку  большой, красочной и близкой,  он  может себе очень понравиться.  Это часто настолько просто.  Если  мы обнаруживаем, что у  клиента есть  неприглядная  картинка, можно  поэкспериментировать  с  разными  изменениями.  Можно  попросить  его изменить особенности картинки. Сделайте картинку больше и  заметьте, как это изменило  самоощущение  клиента.  Сделайте ее красочной, заметьте,  что это изменило. Приблизьте картинку, как клиент теперь к себе относится? Возможно, ему нужно только превратить особенности восприятия в те, к которым он  лучше относится.

 

Hosted by uCoz